Дипломная по теме: Психологическая поддержка семей, имеющих ребенка-инвалида

Название работы: Психологическая поддержка семей, имеющих ребенка-инвалида

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение 3

Глава 1. Семья, имеющая ребенка-инвалида как объект социально-психологических исследований 8

1.1. Психологические особенности семьи,

имеющих ребенка-инвалида 8

1.2. Психологическая поддержка семьи,

имеющей ребенка-инвалида 28

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение особенностей психо-логической поддержки семьи, имеющей ребенка-инвалида. 49

2.1. Постановка проблемы, организации

и методы исследования. 49

2.2. Анализ опытно-эксперимантальных данных по изучению

психологической поддержки семьи, имеющих ребенка-инвалида. 57

Заключение 68

Литература 71

Приложения 77

Выдержка:

В В Е Д Е Н И Е

Актуальность исследования. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нере-шенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицин-ских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно стала объектом изучения. В последнее время, в отечественной литературе появились статьи, посвященные исследованию семьи и ближайшего окруже-ния ребенка-инвалида (Т.Г.Багданова, А.Я.Варга, А.И.Захаров, В.В.Ковалев, Н.Б.Лурье, Н.В.Мазурова, Е.М.Мастюкова, В.Н.Мясищев, А.М.Прихожан, Ф.Ф.Рау, В.Е.Рожков, Е.А.Савина, Н.Ф.Слезина, В.М.Сорокин, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, В.В.Ткачева, О.Б.Чарова, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис и др.). Происходит усиление взаимовлияния практических достижений и теорий семейных систем, имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивающего новый уро-вень интегрированных знаний в этой сфере.

Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми при-влекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно за-метен данный разрыв в отечественной психологии. Наряду с этим, клиниче-скими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско - родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С. Спи-ваковская, Э.Г.Эйдемиллер).

Разбалансированность родительско - детских отношений, отчуждение членов семьи, имеющей ребенка-инвалида друг от друга – одна из причин социальной дезадаптации ребенка-инвалида.

Несомненно, проблема инвалидизации является глобальной, требует без-отлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечи-вающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возмож-ностями. Вместе с тем, важна реабилитация не только ребенка, но и членов семьи, в которой находится ребенок с умственными или физическими недос-татками, которая заключается в том, чтобы помочь им выйти из состояния хронического психологического стресса. Определяя тем самым актуальность нашего исследования, мы выделяем, что проблема исследования заключается в необходимости изучения психологических особенностей семьи, имеющих ребенка-инвалида и разработки программ по оказанию им психологической поддержки.

Объектом исследования выступает семья, имеющая ребенка с ограни-ченными возможностями развития.

Предмет исследования: оказание психологической помощи и поддерж-ки семье, имеющей ребенка-инвалида.

Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования – экспериментальное изучение влияния индивидуально-психологических особенностей родителей, стиля семейной социализации на индивидуально-психологические особенности ребенка-инвалида, а также разработка программы психологической поддержки членам семьи в соответ-ствии с полученными результатами.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по психологии проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида, их диагностики и коррекции, по-мощи и поддержки.

2. Исследовать потребности семьи, имеющей ребенка-инвалида в психо-логической поддержке.

3. Изучить особенности оказания психологической поддержки семьи, имеющей ребенка-инвалида, ее направления, формы и виды.

4. Экспериментально изучить влияние индивидуально-психологических особенностей личности родителей и стиля семейной социализации на развитие личности ребенка-инвалида.

5. Разработать программу по оказанию психологической поддержки ро-дителей, имеющих ребенка-инвалида, а также провести экспериме-тальное исследование по оценки ее эффективности.

Поставленные нами цели, задачи, предмет исследования позволяют нам сформулировать следующие гипотезы исследования:

1. Для семей, имеющих ребенка-инвалида характерно эмоциональное принятие ребенка и сензитивность к его потребностям.

2. Формированию адекватного отношения родителей к ребенку-инвалиду относительно стилей семейной социализации и их влияние на формирование личности ребенка-инвалида, будет способствовать про-грамма психологической поддержки семьи, предусматривающая форми-рование адекватного отношения к ребенку, овладение навыками общения с ним, развитие умений преодолевать жизненные трудности.

Теоретико-методологическую основу исследования составил:

- ряд общепедагогических и общепсихологических принципов, среди ко-торых особое значение имеют принципы системного подхода, детерминизма, объективности исследования, принцип восстановления и замещения семей-ных связей, а также метод отраженной субъектности как психологический принцип исследования личности;

- работы по проблеме воспитания и развития нормального и дефективного ребенка (В.М.Бехтерев), по вопросам специальной дефектологии (Л.С.Выготский);

- психология аномального развития ребенка (О.К.Агавелян, В.В.Воронкова, В.В.Лебединский, Р.Ф.Майрамян, Е.М.Мастюкова, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер С.Я.Рубинштейн, И.М.Шипицина);

- по изучению компонентов психологической поддержки (К.А.Абульхонова, А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, И.А.Волошина, Л.Я.Гозман, Н.Н.Загрядская, И.Б.Котова, С.В.Кривцова, С.В.Кульневич, А.Г.Лидерс, И.Г.Лиленталь, Н.В.Муха, Ф.Райс, В.В.Рящин, А.С.Ткаченко и другие);

- помощи, защиты (О.Г.Власова, А.А.Налчаджян, Ю.С.Савенко, А.Ш.Штыпель);

- поддержки семьи (А.М.Захаров, Д.Хейли, С.И.Чаева, Э.Г.Эйдемиллер);

- психология детско-родительского отношения (Н.Бекер, А.Я.Варга, А.И.Захаров, Г.А.Ковалев, А.В.Петровский, П.Слатер, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, Е.Шефер);

- теория семейных и детско - родительских отношений как их важнейшей составляющей (А.С.Варга, В.Н.Дружинин, И.С.Кон, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер);

- теория и практика групповой коррекции и консультирования родителей (А.Адлер, Т.Гордон, Х.Джинот, Г.А.Мишина, В.В.Ткачева).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Диагностические методы:

- беседа;

- тест Кэттела (16 PF-опросник);

- тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).

3. Метод наблюдения;

4. Прогнозирование, методы анализа и обработки данных;

5. Формирующий эксперимент.

Базой экспериментального исследования стал Курганинский центр социальной реабилитации «Преодоление». Экспериментальную выборку со-ставили родители, имеющие ребенка-инвалида в количестве 10 человек (женщины).

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы, а также разработанная программа психологической по-мощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями по формированию и развитию адекватного отношения родителей к своему ре-бенку, могут быть использованы в практической деятельности работы психо-лога по диагностики и коррекции семьи, для оказания психологической по-мощи и поддержки.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Проведенный в первой главе анализ психолого-педагогичекой, научной, методической литературы по теме исследования показал, что существует множество подходов к проблеме изучения психологической поддержке се-мьи, имеющей ребенка-инвалида. Авторы разделяются по нескольким на-правлениям и придерживаются собственных концепций.

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями – главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворение по-требностей, обучения, профориентации.

Разбалансированность родительско-детских отношений, отчуждение членов семьи друг от друга – одна из причин социальной дезадаптации ре-бенка-инвалида. Вместе с тем, важна реабилитация не только ребенка, но и членов семьи, в которой находится ребенок с умственными или физическими недостатками, которая заключается в том, чтобы помочь им выйти из состоя-ния хронического психологического стресса.

В ходе изучения проблемы мы пришли к выводу, что по теме исследова-ния наработок мало, полностью не раскрыты психологические проблемы семьи, имеющей ребенка-инвалида. Не изучены влияния индивидуально пси-хологические особенности родителей, стиля семейной социализации на ин-дивидуально-психологические особенности личности ребенка-инвалида, а в соответствии с этим мы считаем, что наша работа позволяет глубже рас-крыть проблемы и обозначить их разрешения.

В связи с этим целью нашего исследования стало экспериментальное изучение влияния индивидуально-психологических особенностей родителей, стиля семейной социализации на индивидуально-психологические особен-ности ребенка-инвалида, а также разработка программы психологической поддержки семьи в соответствии с полученными результатами.

В ходе проведения констатирующего эксперимента по изучению психо-логической поддержки семьи, имеющей ребенка-инвалида мы ставим перед собой следующие задачи:

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

2. Адашинская Г.А. Динамика родительско-детских отношений на фоне реабилитационной терапии больных с нарушениями развития психо-неврологических функций. // Альманах «Исцеление». 2001. № 5.

3. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английско-го. М.: Педагогика, 1991.

4. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и соци-альной защите с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1997.№ 1. с.3-10.

5. Александров А.А., Бараш Б.А. и др. Личностно-ориентированная ин-тегративная психотерапия: Методические рекомендации. С-Пб., 1992.

6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон-сультирование. М., 1993.

7. Аномальное развитие ребенка. Хрестоматия. / Под ред. В.М.Астапов. 2т.М.2002.

8. Бадентер Э.Мужская сущность. М., 1995.

9. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со слож-ными сенсорными и множественными нарушениями. // Дефектология. 1996. № 3.

10. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психологическая травма: Руководство по психиатрии. Ташкент, 1979.

11. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная психотерапия. С-Пб., 1993.

12. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997.

13. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имею-щих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. 1998.№ 6. с. 59-63.

14. Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дефектология. 1996. № 5. с. 5-9.

15. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.

16. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психоло-гической помощи. // Вопросы психологии. 1998. № 5.

17. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления крити-ческих ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

18. Вернер Д. Реабилитация детей – инвалидов.- М., 1997.

19. Виш И.М. Практическая психотерапия. Воронеж, 1969.

20. Волошин В.М. и др. Исследование семьи и семейной терапии при шизофрении. // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.

21. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- С-Пб., «Лань», 2003.

22. Газова Л.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефек-тология. 1983. № 6.

23. Гилевич И.М. и др. Дети с отклонениями в развитии. - М.,1997.

24. Головина А.Г. Характеристика семей подростков, больных шизоф-ренией. // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 1.

25. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными по-роками сердца и их семьям. // Мир психологии. 1998. № 2.

26. Гостюшинм А.В., Шубина С.И. Азбука выживания: человек в чрез-вычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. – М., 1995.

27. Декларация о правах инвалидов. – ООН., 1995.

28. Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия по курсу кор-рекционная педагогика и специальная психология. М., 2001.

29. Если ребенок не такой, как все. Книга для родителей детей с ограни-ченными возможностями здоровья. // Под ред. О.И.Волковой .М., 1997.

30. Загорская Е.А. «Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья». // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 5. с. 67.

31. Залученова Е.А. Принципы оценки психологического компонента реабилитационного потенциала. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. № 2. с. 29-32.

32. Захаров В.П., Хрящев Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л., 1989.

33. Земская М. Семья и личность. М., 1986.

34. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: «Академия», 2003.

35. Иванова Н.Н. Современные подходы к социальной адаптации и реа-билитации людей с ограниченными возможностями здоровья. // Со-циально-гуманитарные знания. 2003. № 4. с. 308.

36. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции.- С-Пб.: Издатель-ство ППМИ, 1993.

37. Камаев И.А. Детская инвалидность (проблемы и пути решения). – Н.Новгород. 1999.

38. Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. // Мир психологии. 2001. № 2(26). с. 243-253.

39. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.- Ярославль, 2002.

40. Ковалев Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. // Семья и формирование личности. М., 1981.

41. Ковалев С.В. Психология современной семьи.- М., 1988.

42. Копьев А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной теории. // Вопросы психологии. 1986. № 4.

43. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. / Под ред. Б.П.Пузанов, В.И.Селеверстов. – М., «Академия», 1999.

44. Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика. С-Пб., 1993.

45. Либих С.С., Петров В.П. Социально-психологические проблемы се-мьи: Учебное пособие. Л., 1979.

46. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для ро-дителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.

47. Мастюкова Е.М., Московина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Пе-дагогика, 1991.

48. Мирсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981.

49. Мишина Т.М. Исследования семьи в клинике и коррекции семейных отношений. // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

50. Мишина Т. М. Психологическое исследование супружеских отноше-ний при неврозах. // Семейная психотерапия при нервных и психиче-ских заболеваниях. Л., 1987.

51. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия. / Пси-хологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.

52. Мургулец Л.В. Социально-психологическая диагностика личности. Л., 1988.

53. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Руководство по психиатрии. 2-е издание. Ташкент, 1979.

54. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании. – М., 1999.

55. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера », 2001.

56. Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии. Архангельск, 1993.

57. Психологические тесты. / Под ред. А.А.Карелина: В 2-х т.- М.: Гума-нитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Т.2.

58. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. В.Д.Карвасарского, - С-Пб, 1998.

59. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова-нии. – М., 1995.

60. Роджерс К.Р. Клиентцентрированная терапия,- М., 1997.

61. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в практической работе.- Эксмо-Пресс., 1999.

62. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии.- №1. – 1990. – с.164-168.

63. Рожнов В.Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия. М., 1981. Т.3.

64. Рудестам К. Групповая психотерапия. С-Пб., 1998.

65. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо-гии. Психология человека: введение в психологию субъективности. –М.: Школа – пресс, 1995.

66. Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид. // Социс.- №1.-1997.- с.83-89.

67. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка.- Саратов.: Издательство Поволжского филиала Российского учебного центра., 1996.

68. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. 1987. № 6.

69. Суслова М.Ю. О социализации молодых инвалидов. // Социс. - № 6.- 2000. – с. 137-139.

70. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклоне-ниями в развитии. // Дефектология. - №3. – 1999.- с. 30-36.

71. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и пси-хологической коррекции. – М.: «Академия», 2001.

72. Чаева С.И. Семейная системная психотерапия при невротических и психопатических расстройствах у детей и подростков. // Интегратив-ные аспекты современной психотерапии. С-Пб., 1992.

73. Черников А.В. Интегральная модель системной семейной психотера-пии. // Семейная психотерапия. Приложение к журналу. М., 1997.

74. Черникова Т.В. Социально-психологическая поддержка семей с деть-ми-инвалидами на разных этапах переживания случившегося. // Вест-ник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. - №4.- 2000. – с. 83-89.

75. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1989.

Похожие работы на данную тему