1. Введение
В соответствии со ст.34 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на собственное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического лица, осуществляемую им на свой страх и риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с ГК РФ предпринимательской деятельностью могут заниматься: отдельные граждане; коммерческие (то есть организации, преследующие своей целью извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и некоммерческие организации (не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками) юридические лица; государство через свои органы.
Федеральный закон «о государственной регистрации юридических лиц» был принят Государственной Думой 13 июля 2001 года и одобрен советом Федерации 20 июля 2001 года, подписан президентом РФ 8 августа 2001 года и вступил в силу 1 июня 2002 года. За этими датами невозможно увидеть всю сложную «дорогу» прохождения данного акта через горнила власти.
Первое упоминание о необходимости принятия такого закона содержится в Основах гражданского законодательства ССР и республик.1 Конечно же, при подготовке части первой ГК РФ, а точнее раздела «Юридические лица», необходимость принятия такого акта тоже была зафиксирована.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР. 1991.№ 26. ст. 733
В соответствии со ст.51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.
Практически еще до принятия части первой ГК РФ, т.е. еще в 1994 году, в Министерстве юстиции РФ была создана рабочая группа по подготовке соответствующего проекта. Однако в связи со сменой руководства Минюста России интерес к данной проблеме был утрачен (во всяком случае, у руководителей), и работа над документом переместилась в Государственную ДУМУ.В 1995 году Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» был принят Государственной Думой одобрен Советом Федерации, однако он был отклонен Президентом РФ, в связи с чем еще более пяти лет вопросы государственной регистрации юридических лиц на федеральном уровне должным образом не регулировались. Более того, ст.2 ФЗ «О введение в действие части первой ГК РФ» фактически замораживала ситуацию, сложившуюся в государственной регистрации юридических лиц на уровне 1994 года. Данная норма указывает на то, что до введение в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц.
9. Государственная регистрация юридических лиц. создаваемых путем реорганизации
Реорганизация является способом, как прекращения юридических лиц, так и возникновения новых.
Статьей 57 ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации юридических лиц:
слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, "уполномоченного на т учредительными документами, или в случаях, установленных законом, уполномоченными государственными органами, или по решению суда. При реорганизации юридических лиц имеет место переход прав и обязанностей реорганизуемого лица к создаваемым в результате такой реорганизации лицам.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования; слияния; разделения, выделения), в регистрирующий орган представлю подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
- решение о реорганизации юридического лица;
- договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- передаточный акт или разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы.
Сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Подпись заявителя в заявлении должна быть удостоверена нотариально.
17. Используемая литература:
1. Гражданский Кодекс РФ (часть первая и вторая);
2. ФЗ от 1 июля 2002 года № 129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц»;
3. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года);
4. ФЗ от 21 марта 2002 года № 31- ФЗ О приведение законодательных актов в соответствие с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»;
5. ФЗ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
6. ФЗ от 02.12.90 №39-1 «О банках и банковской деятельности»;
7. Закон РСФСР 1994 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
8. Закон РФ от 9 декабря 1991 года №2005-1 «О государственной пошлине»;
9. Кодекс РФ об административных правонарушениях (вступил в силу с I июля 2002 года);
10. Уголовный Кодекс РФ, (с изменениями и дополнениями на 1 июля 2002 года);
11. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 марта 1991 года № 764-1 «О государственной пошлине за регистрацию предприятий на территории РСФСР»
12. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов | различных уровней»;
13. Указ Президента РФ от 8 июля 1994 года №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ»
14. Постановление Правительства РФ от 17 мая №319 Об уполномоченном Федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц;
15. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 438 О Едином государственном реестре юридических лиц;
16. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 года №439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и требований к их оформлению»;
17. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 года № 440 «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц. создаваемых путем реорганизации»;
18. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 года №441 «Об упорядочении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»;
19. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 года №442 «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц»;
20. Сафонов М.Н. Создание, реорганизация и ликвидация организаций /М.:ИНФАРА-М, 1997 год;
21. Кузнецов В.В.- Конституция и права юридических лиц, природа государственной регистрации юридического лица . / М.: ДИС,1995год;
22. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное.// Под ред. Л.П.Сергеева, Ю.К.Толстого.- М.:ПРОСПЕКТ, 1998год.-632с.;
23. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, части первой // Отв.Ред. О.Н.Садиков.-М.- 448С.;
24. Братусь С.Н .Субъекты гражданского права. М.: 1960.;
25. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц»/Под-ред.Б.М.Гонгало, П.В.Крашенникова.-М.:
«СТАТУТ», 2001 год.-176с.
26. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц». -М.: Изд-во «дело и Сервис», 2002 год.- 224с.;
27. Справочная система ГАРАНТ. Законодательство с комментариями.