ВВЕДЕНИЕ
Здоровье и культура человека всегда были, есть и будут одними из основных ценностей, которые характеризуют развитость цивилизации. Современная ситуация общественного развития с наметившейся тенденцией ухудшения состояния здоровья людей всех возрастов, особенно молодежи, с одной стороны, и развитием процесса гуманизации общества, инициировала рассмотрение личности как высшей ценности и актуализировала развитие ее социокультурного, нравственного, интеллектуального и физического потенциала.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других, те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. По данным научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, хроническими болезнями страдают 75% выпускников школ. Известно, что 30 — 40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. Традиционно отдавая дань заботе о физическом здоровье детей, мы зачастую боремся со следствиями, не затрагивая причин — оттого столь неэффективными оказываются наши усилия. Да, наши дети с момента рождения наблюдаются врачом, при любых тревожных симптомах родители могут обращаться к соответствующим специалистам-медикам. Душевное же здоровье детей труднее поддается оценке, его критерии в обыденном сознании весьма размыты, нередко оно остается за гранью внимания и забот взрослых.
Само понятие психологического здоровья (этот термин введен лишь недавно И.В.Дубровиной) долгое время входило в базовое содержание психического здоровья как его часть, и опыт психопатологии необоснованно применялся в отношении психики нормального человека. Однако современная наука разграничивает сферы психического и психологического здоровья. Это разные области: различен их инструментарий, критерии определения нормы, пути и методы коррекции нарушений. Психологические отклонения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь человеку выработать средства саморегуляции, позволяющие ему справляться с внутренними проблемами самостоятельно, до того как эти проблемы обретут необратимый характер.
Наиболее дискуссионным является вопрос о путях формирования психологически здоровой личности. Очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства, а для этого необходимо знать факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на его развитие.
Необходимо, чтобы родители и воспитатели владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать психологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в области возрастной психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Психологическое обеспечение дошкольного обучения, применение программ сохранения психологического здоровья детей пока осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.
Основоположник развития и внедрения психологической службы в образовательный процесс И.В. Дубровина неоднократно указывала, что главная цель психологической службы - обеспечение психического и психологического здоровья детей. К настоящему времени в отечественной психолого-педагогической науке уже накоплен достаточный потенциал, который лежит в основе успешной реализации в образовательных учреждениях указанной цели (М.Р.Битянова, И.В.Дубровина, О.А.Карабанова, С.В.Кривцова, Е.А. Мухаматулина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.С.Прутченков, Н.Н. Толстых, Л.М.Фридман, О.Н. Усанова и др.). Однако многоплановые комплексные исследования по существу только начинаются.
Последние годы в каждом крупном государственном ведомстве и в негосударственной сфере складываются психологические службы. Наиболее массовой и в организационном отношении самой передовой специалисты признают психологическую службу в системе образования. Психологическая служба постепенно преодолевает узкие границы научно-методической деятельности, сфокусированной на структуре образовательной системы, и все решительнее обращается к проблемам конкретного ребенка. Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Сегодня утверждается, что главная цель психологической службы – обеспечение условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет жизни. Но они имеют не переходящее значение. В этот период развития идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Детский сад параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка – дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и провожая его в школьный мир знаний.
Таким образом, детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие и здоровье.
Таким образом, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы сохранения психологического здоровья личности определили выбор темы исследования.
Предмет исследования: психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
Объект исследования: условия сохранения психологического здоровья дошкольников.
Цель исследования: определить условия, обеспечивающие сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста и формирования культуры здоровья личности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность психологического здоровья, его структуру и содержание.
3. Определить факторы риска нарушения психологического здоровья.
4. Обосновать условия, обеспечивающие процесс эффективного сохранения психологического здоровья и формирование культуры здоровья.
5. Изучить направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по сохранению психологического здоровья воспитанников.
6. Составить программу по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что сохранение психологического здоровья студентов вуза будет успешным, если оно осуществляется в рамках деятельности психологической службы вуза, опирается на принципы личностно-развивающего образования и способствует профессиональному и личностному росту.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившее в качестве гипотезы исследования: сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста может способствовать целенаправленно организованная деятельность педагога-психолога ДОУ по психологическому сопровождению развития личности на данном возрастном этапе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– Ряд общепедагогических и общепсихологических принципов, среди которых особое значение имеют: принцип системного подхода предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин; принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии;
– Теории и концепции, раскрывающие особенности развития личности в детском возрасте [Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, Э. Эриксон и др.], теория психологии субъекта и его деятельности (А.В. Брушинского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, В.А. Петровского), концепции психологии индивидуальности (В.С. Мерлина и В.В. Белоуса);
– Идеи гуманизации образования в рамках личностно-развивающей парадигмы [А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, И.Б. Котова, В.А.Петровский, В.А. Сластенина и др.];
– Концепции психологической поддержки личности на разных этапах ее развития [К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов и др.], теория и практика развития психологической службы [М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и др.]
Исходной методологической позицией в нашем исследовании выступил аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития, а его здоровье как одну из главных ценностей человеческой жизни.
В настоящее время вопрос о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения в системе образования широко обсуждается в контексте валеологии (Т.И. Бабаенко, О.С.Васильева, И.И.Каменский, Э.М. Казин, А.И. Панина и др.).
Организация и этапы исследования.
На первом этапе – научно-методического поиска – изучались научные подходы к проблеме психологического здоровья детей в отечественной и зарубежной психологии.
На втором этапе - организационном – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
На третьем этапе – констатирующем эксперименте – выполнялись «срезовые» исследования по изучению психологического здоровья детей дошкольного возраста.
На четвертом этапе – заключительном – были обобщены полученные результаты и составлена программа для психолога и воспитателей по сохранению психологического здоровья воспитанников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический изучение и теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование.
Достоверность и обоснованность полученных в процессе исследования результатов обеспечены исходным методологическим подходом к познанию сущности культуры здоровья; применением совокупности методов исследования, адекватных его цели и задачам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога ДОУ. Составленая программа по сохранению психологического здоровья может быть использована психологом и воспитателями.
Структура и объем работы: квалификационная работа изложена на 109 страницах машинописного текста. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 49 источников, и пяти приложений.
В ходе исследования были продиагностированы дети старшей группы, в количестве 29 человек (17 девочек, 12 мальчиков). Диагностика была направлена на определение уровня тревожности и степени адаптивности их к детскому саду. Прямые методики, направленные на изучение психологического здоровья, в настоящее время отсутствуют. Поэтому нами использовались косвенные методы. В качестве показателей психологического здоровья мы использовали адаптированность ребенка к социуму (детскому саду и семье), потому что психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой. Кроме того, необходимо было определить тревожность, поскольку повышенная тревожность коррелирует с нарушениями психологического здоровья.
Психологический инструментарий нашего исследования составили следующие методики: Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду [А. И. Баркана], «Рисунок семьи» «Несуществующее животное», Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (Р. Сирса).
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (методика А. И. Баркана). Дошкольникам предлагалось выполнить рисунок на тему «Я в детском саду» Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности, характером сюжета рисунка, наличием декоративных элементов, дополнительных элементов и др. На основании анализа результатов выделяются 3 группы детей:
с отсутствием признаков дезадаптации — 1-я группа;
с наличием нескольких признаков дезадаптации — 2-я группа;
с явно выраженной дезадаптацией — 3-я группа.
Общие отличия рисунков детей 1-й и 3-й группы:
- цветовые (у детей 1-й группы преобладают яркие цвета, 3-й группы — черный и серый);
- сюжетные (у детей 1-й группы изображен учебный процесс, 3-й группы - уход домой);
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин А. В. Психология детей и подростков. – СПб, 1998.
2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.
3. Алябьева Е. А. Психодиагностика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. Творческий центр. Сфера. – М., 2003.
4. Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь здоровья. (изд. 2-е, дополненное). М.: Сфера, 1999.
5. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.
6. Введение в психодиагностику. – М., 1999.
7. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М., 2000.
8. Возрастно-педагогический подход в консультировании детей и подростков: Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. В. Буршенская, Е. И. Захарова, О. А. Каробанова и др. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
9. Волкова Е. Особенности работы педагогов-психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. – 2000- №3.
10. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание, 1999 - №3.
11. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор, 1996.
12. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов всех специальностей педагогических ВУЗов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
13. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской – М., 2000.
14. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. / Под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевной. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
15. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001.
16. Захаров А. И. Неврозы у детей. – СПб., 1996.
17. Ильина М. Н. Тесты для детей. – М., 1997.
18. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
19. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
20. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.
21. Мак-Дермонт Я., О,Коннор Д. НЛП и здоровье: Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск, 1998.
22. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.
23. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.
24. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
25. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
26. Онебьева В. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2002.
27. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.
28. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.
29. Пек М. С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. – М., 1996.
30. практическая психология образования. - М., 1997.
31. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
32. Психологические тесты в двух томах. Том I. / Под ред. А. А. Карелина. – М.: «Владос», 2003.
33. Психология здоровья. / Под ред. Никифорова. – СПб., 2000.
34. Психолого-педагогическая коррекционная работа в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №4.
35. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития.// дошкольное воспитание. – 1998 - №12.
36. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И. В. Дубровиной 4-е изд. Изд. Центр «Академия», 2000.
37. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. // Вопросы психологии. – 20001 - №4
38. Смирнов Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
39. Урантаева Г. О., Афонькина Ю. А, практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Под ред. Г. А. Урантаевой. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
40. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения, 4 части. – М., 1998.
41. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. 4 части. – М., 1998.
42. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М., 1998.
43. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2001.
44. Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
45. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – Р-на-Д., 1996.
46. Шмидт В. В., Шмидт В. Р. Проблемы психологической коррекции глазами детских практических психологов. // Детский практический психолог. – 1996. - № 1-2.
47. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
48. Эриксон Э. Г. Детство и общетсво / Пер. с науч. Ред. А. А. Алексеев 2-е изд. перер. И доп. – СПб., 2000.
49. Я работаю психологом в детском саду, обычной школе, частной школе / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.