Введение
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса о психологических проблемах коррекционной работы инспектора ОПДН с несовершеннолетними нарушителями правопорядка.
Задачи данной дипломной работы:
1. Рассмотреть вопрос о феномене несовершеннолетних нарушителей правопорядка;
2. Рассмотреть вопрос о психологических особенностях несовершеннолетних нарушителей правопорядка;
3. Рассмотреть вопрос о психологических проблемах коррекционной работы инспектора ОПДН с несовершеннолетними правонарушителями;
4. Произвести практическое рассмотрение о влиянии совместной социально-экономической ситуации на формировании агрессивных стереотипов поведения у несовершеннолетних.
Актуальность данной дипломной работы заключается в том большом значении, которое имеет фактор нарушения правопорядка несовершеннолетними.
Новизна данной дипломной работы заключается прежде всего в ее междисциплинарном (юриспруденция и психология) подходе.
По существу, термин «нарушение правопорядка несовершеннолетними» означает нарушения закона молодыми людьми в возрасте до восемнадцати лет. Юридический термин преступ¬ность несовершеннолетних был введен для обозначения деяний юных правонарушителей, чтобы не клеймить их как «преступников», выделить несовер¬шеннолетних из основной массы и иметь возможность обращаться с ними ина¬че, чем со взрослыми преступниками. В большинстве случаев их судят в спе¬циальных судах по делам несовершеннолетних, и судьи всегда стараются выносить как можно более мягкий приговор. Более того, следящие за соблю¬дением законов представители влас¬ти по-разному интерпретируют сами законы и методы их соблюдения. В некоторых случаях представители закона могут ограничиться беседой с несовер¬шеннолетним, совершившим незначительное правонарушение, в других — беседа будет проведена с родителями. В третьих за такое же правонарушение можно предстать перед судом по делам несовершеннолетних. Как и преступ¬ления, совершаемые взрослыми, многие правонарушения несовершеннолет¬них остаются нераскрытыми, или же эти дела не передаются в суд. Поэтому статистические данные дают заниженные цифры уровня преступности среди несовершеннолетних. На самом деле, на наш взгляд, феномен правонарушений несовершеннолетних ещё боле значим, чем свидетельствует официальная, в том числе и российская, статистика.
2.2.Особенности правонарушений несовершеннолетних
На настоящее время в России структура преступности несовершеннолетних имеет су¬щественные особенности. Для нее характерно резкое возра¬стание удельного веса преступлений имущественных и со¬пряженных с насилием. Например, удельный вес изнасило¬ваний, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности. Кражи, грабежи, разбои и хулиганство составляют 76% всех дел несовершеннолетних из числа направленных в суд, а вместе с убийствами, изнасилованиями и тяжкими телесными по¬вреждениями — 90%.
Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе. Если из всех пре¬ступников но линии уголовного розыска совершили преступления в группах 38%, то из несовершеннолет¬них — 70%.
Специфической особенностью насильственных пре¬ступлений несовершеннолетних, в том числе убийств в тяжких телесных повреждений, является резко неадекват¬ная реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление, лежащая в истоках мотивации таких пре¬ступлений. Психологическое объяснение этого феномена связано с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за не¬обоснованного обобщения ими собственных ненормальных отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей.
Всякая субкультура имеет свой "ритуал". Помимо этих атрибутов во многих молодежных группах имеет место стремление казаться старше своих лет, подражать взрос¬лым: легкость завязывания случайных знакомств. Каждая опрошенная девушка 16—20 лет и 65% юношей заявили, что охотно знакомятся с представителями другого пола на улице, в трамвае, ведут откровенные разговоры на сексуаль¬ные темы с представителями разного пола, демонстрируя осведомленность или бравируя личным опытом (нередко придуманным) в области интимных отношений.
Современное подрастающее поколение не имеет четких представлений об отрицательном влиянии на физическое и нравственное развитие личности ранних и беспорядочных половых связей.
К числу общих возрастных психологических особенно¬стей несовершеннолетних относится феномен "генерализа¬ции собственного опыта", возведение в ранг "ритуала" об¬разцов негативного опыта. Каждый опрошенный юноша из ПТУ считает, что если девушка хочет уединиться с парнем, значит, она согласна на половую близость.
Список литературы
1. Березина Е. Банды подростков: опасность растет/Не¬деля. 1999. № 43.
2. В Москву — с обрезом//Известия. 1989. 4 февр.
3. Овчинский В. С. «Гастрольные» поездки антиобщественных груп¬пировок подростков и молодели//Развитие социальной активности подростка. Казань, 1999
4. Васильев В.Л. О значении судебной психологии в работе следственных органов // Правоведение. 1995. № 2.
5. Васильев ВЛ. Предупреждение правонарушений не¬совершеннолетних. М.1993.
6. Васильев В.Л. Психологический анализ отношений, возникающих на допросе, очной ставке // Психология личности и малых групп. М. 1997.
7. Васильев В.Л. Судебная психология. Психологичес¬кий практикум для следователей. М. 1999.
8. Васильев ВЛ. Юридическая психология. М. 1994.
9. Васильев В.Л., Джандиери А. С., Рохлин В. И. Осо¬бенности расследования по делам о преступлениях не¬совершеннолетних. М, 1997
10. Волошина Л. А. Криминологические проблемы сферы досуга//В сб.: Влияние социальных условии на преступность. М., 1993
11. Ермаков В.Д. Деятельность государственных органов и общественных организаций по улучшению условий проведения досуга и индивидуально-профилактической работы с несовершенно¬летними по месту жительства. М., 1995
12. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1994.
13. Гобечия Ф.В. Психологические факторы поведения несовершеннолетних правонарушителей. Тбилиси. 1999.
14. Грибоедов А. С. На пути к преступлению. М., 1998.
15. Грошевой Ю. М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1995.
16. Дробницкин О. Г. Понятие морали. М., 1994.
17. Ермаков В. Д., Гуськов Н. М., Савинкова Е. Н. Причины и условия, способствующие преступности несовершенно¬летних. М., 1996.
18. Иванов И.А. Психология преступности. М., 2001.
19. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 2001
20. Иллеш А. Гласно о преступности//Известия. 1999.
21. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М. 1993.
22. Криминология. М., 1998
23. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М, 1998.
24. Кузнецов А. В. Уголовное право и личность. М. 2001
25. Курс криминологии. Предмет. Методология. Преступность и ее причины. М., 1995.
26. Литвинов В. Л. Причины и условия сформирования групп несовершеннолетних, совершающих преступления с корыстной мотивацией//Вопросы борьбы с преступностью. Выл. 45. М., 1997.
27. Махов Ф. С. Подросток и свободное время. М., 2001
28. Козлов А. А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни. М., 1999
29. Мяло К. Молодежь и социальная нестабильность//Развитие социальной активности подростка. Казань, 1998. Вып. 2.
30. Ниедре А. М. Пьянство и преступность. Рига. 2001
31. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.1997.
32. Орзих М. Ф. Личность и право. М. 1995.
33. Правонарушения несовершеннолетних и их предупрежде¬ния. Рига. 1995.
34. Прозументов Л. М., Шеслер А. В. Проблемы совершенствования борьбы с групповой преступностью несовершеннолетних//Социологические аспекты государственно-правовой работы в условиях перестройки. Казань, 1999.
35. Русич И.А. Работа с несовершеннолетними девочками. М., 2003.
36. Симонов П.В. Психология подростков-правонарушителей. М.,2001
37. Стечкина И. Л. Развитие системы мер, направленных на воспитание и предупреждение правонарушений несовершеннолетних по месту жительства//В сб.: Совершенствование системы мер пре¬дупреждения правонарушений несовершеннолетних по месту житель¬ства. М., 2000
38. Татаренко В. Я. Семья и формирование личности М., 1997.
39. Унадзе Д.Н. Подростковые психозы. М., 1990.
40. Франк Л. М. Виктимология и виктимность. Душанбе. 1999.
41. Хохряков Г. Ф., Саркисов Г. С. Преступления осужденных: причины и предупреждение. Ереван. 1998
42. Шестаков Д. А. Корыстная направленность и ее формирование в криминогенной семье//Вестник МГУ. 1993.
43. Яковлев И. А. Преступность и социальная психо¬логия. М.2