Введение
Актуальность данной проблемы обусловлена высоким значением развития характеристик мышления и памяти в младшем школьном возрасте и большим значением качественных характеристик данного процесса для формирования личности младшего школьника в целом.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса о генезисе мышления у детей младшего школьного возраста и его взаимосвязи с развитием произвольной и непроизвольной памяти.
Задачи:
1. Дать общую характеристику мышлению как психологическому феномену.
2. Рассмотреть вопрос об особенностях генезиса мышления в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть особенности генезиса произвольной и непроизвольной памяти в младшем школьном возрасте.
5. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление взаимосвязи между уровнем развития мышления и памяти у младших школьников.
Предмет исследования: генезис мышления у детей младшего школьного возраста и его взаимосвязь с развитием произвольной и непроизвольной памяти.
Объект исследования: 50 детей младшего школьного возраста, разделённые на две равные группы на основе уровня продуктивности мышления.
Рабочая гипотеза нашего исследования: уровень развития мышления в младшем школьном возрасте линейно коррелирует с уровнем развития произвольной и непроизвольной памяти.
Способы измерения:
1. Методика «Оценка мышления младшего школьника».
2. Методика «Исследование непроизвольного запоминания у младших школьников».
3. Методика «Диагностика опосредованного запоминания»
Структура данной дипломной работы включает в себя введение, четыре взаимосвязанные теоретические главы, экспериментальное исследование, направленное на выявление взаимосвязи между уровнем развития мышления и произвольной и непроизвольной памяти у младших школьников, заключение и список литературы.
Во введении следует отметить, что мышление характеризуется как познавательная деятельность “высшего уровня” (поскольку оно зависит от более фундаментальных компонентов процесса обработки информации).
Мышление – это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения и решения задач.
Мышление – наиболее содержательный элемент из трех составляющих умственного процесса и оно характеризуется скорее всеобъемлемостью, чем исключительностью. В период младшего школьного возраста развитие мышления происходит с высокой интенсивностью, оказывая значительное воздействие на развитие личности младшего школьника в целом. И во многом развитие мышления вплотную связано с развитием памяти.
Исследование произвольного и непроизвольного запоминания у младших школьников имеет существенное значение, так как во многом именно в это время закладывается значительный базис знаний об окружающей реальности, имеющий существенное значение для дальнейшего продуктивного функционирования индивида.
Именно поэтому значимость особенностей произвольного и непроизвольного запоминания в этом возрасте трудно переоценить. И от того, насколько целостным и производительным будет данный процесс, зачастую будет зависеть воспитание для социума полноценного индивида, функционирование которого в обществе будет иметь значительные позитивные результаты как для микросоциума данного индивида, так и для макросоциума в целом. Именно поэтому значительную важность имеет использование произвольного и непроизвольного запоминания младшими школьниками в наиболее оптимальном и продуктивном варианте.
В связи с этим проблематика нашей дипломной работы приобретает особую актуальность.
Однако следует учитывать, что, хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объек¬там, то есть к тем предметам, которые непосредственно доступны их орга¬нам чувств. [32. c. 177].
Пиаже считает, что все это становится возможным потому, что происхо¬дит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста ребенка:
1. консервации,
2. классификации,
3. сериации и транзитивности. [31. c. 189].
1. Консервация.
Объяснить смысл понятия «консервация» можно, описав эксперимент, который проводил Ж. Пиаже.
На столе перед ребенком находится три сосуда. Из них два одинаковые, а третий выше и уже. В два более низких сосуда наливают воду точно до одинакового уровня, то есть они содержат одинаковое количе¬ство воды. Затем воду из одного более низкого сосуда переливают в более высокий и узкий. В нем вода поднимается до более высокого уровня. Ребен¬ку задают вопрос: «Больше ли воды в этом узком сосуде, чем ее было в низком?»
Для взрослого ответ на этот вопрос прост: количество воды в сосудах одинаковое. Не было сделано ничего, что¬бы изменить количество воды, следовательно, оно осталось тем же. Однако, несмотря на легкость вопро¬са, Пиаже обнаружил, что дети моло¬же семи лет обычно говорят, что в уз¬ком сосуде воды больше.
Этот пример иллюстрирует понятие о консерва¬ции, которую Пиаже считал цент¬ральным атрибутом интеллектуально¬го развития у детей школьного возраста. И процесс консервации, обозначивший себя в данном приме¬ре, означает понимание ребенком того, что при определенных преобразованиях некоторые основные свойства объектов не изменяются, другими словами, количество жидкости не изменится, если ее перелить в сосуд дру¬гой формы. [23. c. 79].
Согласно Пиаже, консервация есть главная составляющая компетенции ребенка, поскольку она позволяет ему видеть закономерности в окружении, кажущемся переменчивым и неправильным. Говоря формально, консерва¬ция — это способность видеть неизменное на фоне кажущихся перемен. Консервация позволяет ребенку игнорировать изменения (уровень воды в высоком узком сосуде) и различать скрывающуюся за ними непрерывность или неизменность количества.
Литература
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия про¬странства у детей. — М., 1994.
2. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Ир¬кутск, 1999.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Пет¬ровского. — М., 1999.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. — М., 1994.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь - М., 1996 г.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений – М - 1984.
7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М., 1998.
8. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М., 1986.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1996.
10. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся, “Вопросы психологии” - 1990 г. № 6 .
11. Зак А.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1994.
12. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет - М., 1996.
13. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников - М., 1994 г.
14. Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1991.
15. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обуча¬емости. — М., 1991.
16. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. — Минск, 1997.
17. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьни¬ков. - М., 1999.
18. Леитес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1991.
19. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1994.
20. Леонтьев. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т - М., 2002.
21. Лурия, А.Р Ф.Я. Юдович Речь и развитие психических процессов у ребенка - М., 2003.
22. Люблинская А.А. Детская психология, - М2001.
23. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М., 1999.
24. Мир детства: младший школьник. — М., 1998.
25. Мухина В.С. Детская психология - М., 2001.
26. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. - М., 1995 г.
27. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. —:М., 1999.
28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, - М., 1995.
29. Особенности психического развития детей 6—7-летнего воз¬раста. — М., 1998
30. Петровский А.В Введение в психологию - М., 1995 .
31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка - М., 1999 .
32. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. П. ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина – М., 1999.
33. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1997.
34. Рубинштейн С.А. “ Основы общей психологии” в 2т, т1 - М., 1989.
35. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1997.
36. Солсо Р. Л. Когнитивная психология – М., 1996 г.
37. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, - М:, 2001.
38. Эльконин Д.Б. Детская психология - М: 1999.
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии П.ред. Д.И. Фельдштейна - М., 1993.
40. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьни¬ка. — М., 2001.