Психология развития, возрастная психология
1.Раннее младенчество. Общая характеристика.
2.Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.
3. Условия возникновения потребности в общении у младенца. Развитие средств общения.
4.Развитие речи в раннем возрасте
5.Особенности развития предметных действий в раннем возрасте
6.Развитие психических процессов в раннем возрасте.
7.Кризис 3-х лет. Личностные новообразования раннего возраста.
8.Сюжетно - ролевая игра, ее значение для психического развития дошкольника.
9.Генезис сюжетно - ролевой игры. Уровни развития.
10.Познавательное развитие дошкольника
11.Развитие личности дошкольника.
12.Психологическая готовность к школе.
13.Структура и генезис учебной деятельности.
14.Мотивация учения. Условия ее формирования.
15. Новообразования младшего школьного возраста.
16.Проблема подросткового кризиса.
Вопросы 1С Государственному экзамену по психологии (общие для всем видов специализации)
1.Психология как наука; определение, предмет, объект, место в системе научного познания.
2.Сравнительный анализ психики животных и человека. Филогенетические предпосылки возникновения психики.
3.Развитие представлений о предмете психологии (исторический обзор). Современные представления о нем
4. Категория деятельности в психологии. Строение индивидуальной деятельности человека.
5.Категория сознания в психологии, Основные характеристики сознания. Принцип единства сознания и деятельности
6.Психофизиологическая проблема и ее обсуждение в психологии.
7.Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий индивида, личности, субъекта, индивидуальности, Органические предпосылки развития индивидуальности.
8.Способности, их измерение и развитие
9.Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание
10. Характер, его строение и формирование. Характер и личность, Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
11. Категория потребности в психологии, Основные подходы к классификации потребностей, Механизмы опредмечивания потребностей. Проблема базовых потребностей человека.
12. Категория мотива в психологии, Определение и классификация мотивов. Мотив и мотивация. Типы мотиваций.
13. Развитие мотивационной сферы человека и развитие личности.
14.Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
15.Категория личности в психологии. Проблема структуры личности.
16. Проблема периодизации развития личности, Понятия социализации и социальной ситуации развития.
17. Самосознание: определение, критерии, уровни развития, "Образ Я".
18. Социокультурная регуляция деятельности. Социализация индивида как присвоение общественно - исторического опыта.
19. Категория общения в психологии, Психологический анализ
процессов общения.
20. Высшие психические функции человека, Определение
понятия, характеристика строения и развития,
21. Категория познания в психологии, Общая характеристика познавательной деятельности, Познание и сознание, Основные определения познавательных процессов.
22. Определение восприятия, Феноменология перцептивных образов. Общее представление о двойственной природе перцептивного образа. Константность восприятия и предметность восприятия,
23.Определение внимания. Основные виды и свойства
внимания, Внимание как функция психического контроля.
24. Общее представление о памяти, Классификация видов
памяти. Основные направления исследований.
25 Социальная природа памяти человека. Память и деятельность. Мотивация и запоминание
26.Виды и функции речи, Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.
27.Мышление и интеллект, Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.
28. Этапы развития мышления. Стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже. Процесс мыслительной деятельности и ее структурные компоненты.
29. Социокультурная регуляция деятельности. Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта,
31. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы, Эмоции и личность Возможные основания классификации эмоций.
32. Специальная психология как наука. Её место в системе наук. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии.
32. Методы специальной психологии. Их специфика. Роль каждого из методов в диагностической, консультативной и реабилитационной работе психолога.
33. Предмет и задачи социальной психологии. Место
социальной психологии в системе научного знания,
34. Категория общения. Структура и функции общения.
35. Коммуникативная сторона общения, Передача и интерпретация вербальной и невербальной информации.
36. Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления
37. Интерактивная сторона общения. Взаимодействие с точки зрения трансактного анализа»
38. Классификация групп. Возникновение малой группы. Структура и динамические процессы в малой группе.
39. Понятие стереотипа в социальной психологии, Механизм стереотипизации. Функции социальных стереотипов,
40. Конфликтное взаимодействие. Понятийная схема социально - психологического анализа конфликта.
34. Основные положения теории культурно - исторического развития психики Л,С, Выготского.
35. Закон развития высших психических функций:
36. Кризисы в психическом развитии,
44. Понятия «социальная ситуация развития»и «зона
ближайшего развития". Значение этих понятий для психологии и педагогики.
45. Понимание условий и источников развития психики вотечественной психологии,
46. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
47.Психологические особенности ребенка раннего возраста,
48.Психологические особенности дошкольника,
49. Психологические особенности младшего школьника,
50. Психологические особенности подростка,
51.Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы.
52.Практические задачи клинической психологии
53.Принципы построения клинико - психологического обследования.
54.Категория "норма" в клинической психологии.
55. Синдром, симптом и фактор в клинической психологии. Примеры классификаций симптомов и синдромов.
56.Внутренняя картина болезни (ВКБ): динамика формирования, роль в регуляции деятельности.
57. Классификации нарушений развития с позиций разных подходов (патопсихологического, нейропсихологического, клинико-педагогического и других).
58.Социально-психологические проблемы специальной психологии.
59.Концепция развития комплексной помощи детям с проблемами в системе образования.
60. Общие и специфические закономерности аномального развития.