ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Особо важное значение приобретает общение со сверстниками. Оно выходит за пределы учебной программы и школы, захватывает новые интересы, занятия и отношения. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого, на разных этапах человеческой жизни оказывают на личность разное влияние.
Проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. По сути, общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психоло¬гии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процес¬сов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения являет¬ся по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми Друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это про¬цесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром акту¬альных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетво¬рение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью.
Подросток стремится быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Он очень тяжело переживает одиночество, неблагополучие в отношениях со сверстниками. Общение с взрослыми уходит на задний план. Особенно если родители, учителя относятся к ним, как к маленьким детям.
Часто в общении возникают барьеры. Это служит неблагоприятным условием для развития подростка. Важно выбрать нужную позицию в отношении с отроком, а также стиль воспитания, так как в семье с благополучным климатом подросток способен соответствовать общественным ожиданиям и быть достаточно прогнозируемым. В подростковом возрасте важно, чтобы взрослый выступал в качестве друга. В результате создаются глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Ведущей деятельностью у подростков является общение. А процесс обучения – это самый «привычный» способ устанавливать отношения с другими людьми, оказывать влияние, принимать его и противостоять ему
А потому данная тематика представляется крайне актуальной для детального исследования.
Предмет исследования: влияние психологических барьеров общения на личность школьника.
Объект исследования: школьник в процессе воздействия на него барьеров общения.
Гипотеза исследования: Существует тесная взаимосвязь между уровнем возникновения барьеров в общении у школьников и семейными условиями, в которых протекает их жизнедеятельность.
Целью данной дипломной работы является анализ психологических барьеров общения в формировании личности школьника.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть целостный конструкт личности школьника и специфика общения.
3. Выявить психологические барьеры в формировании личности школьника
4. Провести экспериментальное исследование влияния психологических барьеров общения на личность школьника.
Этапы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Экспериментальное исследование.
3. Подведение итогов.
Методы и методики исследования:
1. Метод анализа литературы
2. Методика на выявление характера взаимоотношений с людьми
3. Методика «Склонность к одиночеству»
4. Методика - опросник «Самооценка коммуникативных навыков»
5. Метод математической обработки результатов (корреляция Пирсона).
Структура дипломной работы:
Данная дипломная работа состоит из:
1. Введения;
2. Трёх взаимосвязанных глав;
3. Заключения;
4. Списка литературы;
5. Трёх приложений.
Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.
2.1.3.2. Семантический барьер непонимания.
Автоматически срабатывает защита от воздействия и в том случае, если коммуникация происходит на нашем языке, но по передаваемому смыслу он «чужой». В таком случае фиксируется не чужая фонетика, а чужая семантика, и можно говорить о семантическом непонимании. Существование этого барьера на пути понимания определяется самим фактом многозначности слов любого языка. Любое слово, да и любое действие, имеет обычно не одно значение и в зависимости от контекста употребления включает в себя еще много-много смыслов «Смысловые поля» слов у разных людей различны, и, следовательно, одни и те же слова и действия могут по разным причинам иметь различный смысл для разных людей.
Особенно хорошо это видно на примере использования жаргонов или тайных языков.
Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность «тезаурусов» отправителя информации и адресата. Этот термин введен советским философом Ю.А.Шрейдером. Под ним понимается «представление о мире», вся совокупность информации, которой располагает данный человек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова С. Возрастная психология. Высшая школа, - М., 2001.- 319 с.
2. Асеев В. Возрастная психология: Учебное пособие. – Ир¬кутск, ДРОФА, 1999. - 456 с.
3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. – Избр. труды М.: Педагогика, 1983.
5. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. - 317 с.
6. Брунев Дж. Психология познания. ВЕЧЕ, - М., 1987. – 458 с.
7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет¬ровского. – М., АСАDЕМА, 1999. - 567 с.
8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ, 2000. - 311 с.
9. Войскунский А. Я говорю, мы говорим. М., МИР, 1990.-313 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.-450 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь - М: Лабиринт, 1996. - 459 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., ДРОФА,- 1984.- 385 с.
13. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
14. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 1998. -316 с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М: Педагогика, 1986 . – 240 с.
16. Добровт А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.- 411 с.
17. Дубов И.. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.
18. Игумнов С. А. Психопатия и психокоррекция детей и подростков. – М.: изд. института психотерапии, 2000. - 459 с.
19. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. - 319 с.
20. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, Лада, 1997. - 311 с.
21. Коломинский Я. Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. - 563 с.
22. Кривцова С. В. Подросток на перекрёстке эпох. – М.: Генезис, 1997. - 447 с.
23. Кулганов В. А., Юнацкевич . И. Метод графологической психодиагностики личности. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №3, 1994.
24. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., ДРОФА, 1993.- 289 с.
25. Лергамов Е.К. Подросток. Минск, 1996. - 413 с.
26. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов ЛАДА, 1986. – 134 с.
27. Леитес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., ДРОФА, 1991. - 565 с.
28. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., Высшая школа, 1994. - 358 с.
29. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. - 230 с.
30. Леонтьев. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика , 1983 . – т 1. - 429 с.
31. Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка - М: Издательство АПМ РСФСР, 1956. - 556 с.
32. Люблинская А.А. Детская психология, - М: Просвещение, 1971. - 259 с.
33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М: Пресс, 1977. – 425 с.
34. Матвеев В. Ф.. Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.: Просвещение, 1987.-310 с.
35. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 1996 N 4.
36. Мир детства: младший школьник. – М., Высшая школа, 1998. - 529 с.
37. Мудрки А. В. О воспитании старшеклассников. – М.: Просвещение, 1976. - 219 с.
38. Мухина В.С. Детская психология - М: Просвещение, 1985.- 95 с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., ДРОФА, 1997. – 256 с.
40. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960. - 323 с.
41. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 1999. - 217 с.
42. Немов Р. С. Психология т. 1 – М.: Владос, 1995. - 439 с.
43. Немов Р. С. Психология т. 3 – М.: Владос, 1998. - 467 с.
44. Нестерова С. Формы и методы организации психологической помощи подросткам. Журнал практического психолога № 12 – М., 1999.
45. Протасова Н. И. Психологическая диагностика девиантного поведения несовершеннолетних. – Астрахань АГПУ 2000. - 197 с.
46. Психология педагогического общения / И. В. Страхов. Саратов, 1980 - 459 с.
47. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика общения в развитии личности. – Самара. Изд. Дом Бахарах, 1998. - 349 с.
48. Ремщмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. - 411 с.
49. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, Виеда, 1992. - 475 с.
50. Семиченко В. А. Психология общения. – Киев Магiстр – S, 1998. - 559 с.
51. Семиченко В. А. Психология социальных отношений. – Киев Магiстр – S, 1998. - 314 с.
52. Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. К., 1991. - 475 с.
53. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону Феникс, 1997. - 513 с.
54. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М„ 1987. – 419 с.
55. Фридман Л. М., Пушкина Т. А; Каплуновин И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. - 149 с.