Дипломная по теме: Исследование психологических барьеров общения школьника

Название работы: Исследование психологических барьеров общения школьника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ОБЩЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 5

1.1. Психологические особенности личности подростков 5

1.2. Общение как ведущий вид деятельности в школьном возрасте 9

1.2.1. Общение подростка со взрослыми. 9

1.2.2. Общение со сверстниками 12

1.3. Факторы, обуславливающие проблематичность межличностного общения подростков. 14

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 21

2.1. Понятие психологических барьеров общения. Виды барьеров в общении 21

2.1.1. Понятие психологических барьеров общения 21

2.1.2. Специфика психологических барьеров в общении 22

2.1.3. Виды барьеров непонимания в общении 27

2.1.3.1. Фонетический барьер непонимания. 27

2.1.3.2. Семантический барьер непонимания. 27

2.1.3.3. Стилистический барьер непонимания. 28

2.2. Психологические барьеры в школьном возрасте. Их преодоление 29

2.2.1. Специфические для возраста психологические барьеры общения 29

2.2.2. Правила понимающего реагирования. 35

2.2.3. Рекомендации по преодолению барьеров общения 37

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКА 40

3.1. Диагностика 40

3.2. Экспериментальная программа 41

3.2.1. Методика на выявление характера взаимоотношений с людьми [47. с. 23]. 42

3.2.2. Методика измерения уровня потребности в общении [47. с. 149]. 43

3.2.3. Методика «Склонность к одиночеству» [47. с. 216]. 44

3.2.4. Контрольная методика - опросник «Самооценка коммуникативных навыков» [47. с. 311]. 45

3.3. Результаты и выводы исследования 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ I ЦИФРОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ II. МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ 63

ПРИЛОЖЕНИЕ III. ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ. 68

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Особо важное значение приобретает общение со сверстниками. Оно выходит за пределы учебной программы и школы, захватывает новые интересы, занятия и отношения. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого, на разных этапах человеческой жизни оказывают на личность разное влияние.

Проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. По сути, общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психоло¬гии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процес¬сов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения являет¬ся по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми Друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это про¬цесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром акту¬альных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетво¬рение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью.

Подросток стремится быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Он очень тяжело переживает одиночество, неблагополучие в отношениях со сверстниками. Общение с взрослыми уходит на задний план. Особенно если родители, учителя относятся к ним, как к маленьким детям.

Часто в общении возникают барьеры. Это служит неблагоприятным условием для развития подростка. Важно выбрать нужную позицию в отношении с отроком, а также стиль воспитания, так как в семье с благополучным климатом подросток способен соответствовать общественным ожиданиям и быть достаточно прогнозируемым. В подростковом возрасте важно, чтобы взрослый выступал в качестве друга. В результате создаются глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

Ведущей деятельностью у подростков является общение. А процесс обучения – это самый «привычный» способ устанавливать отношения с другими людьми, оказывать влияние, принимать его и противостоять ему

А потому данная тематика представляется крайне актуальной для детального исследования.

Предмет исследования: влияние психологических барьеров общения на личность школьника.

Объект исследования: школьник в процессе воздействия на него барьеров общения.

Гипотеза исследования: Существует тесная взаимосвязь между уровнем возникновения барьеров в общении у школьников и семейными условиями, в которых протекает их жизнедеятельность.

Целью данной дипломной работы является анализ психологических барьеров общения в формировании личности школьника.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть целостный конструкт личности школьника и специфика общения.

3. Выявить психологические барьеры в формировании личности школьника

4. Провести экспериментальное исследование влияния психологических барьеров общения на личность школьника.

Этапы исследования:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Экспериментальное исследование.

3. Подведение итогов.

Методы и методики исследования:

1. Метод анализа литературы

2. Методика на выявление характера взаимоотношений с людьми

3. Методика «Склонность к одиночеству»

4. Методика - опросник «Самооценка коммуникативных навыков»

5. Метод математической обработки результатов (корреляция Пирсона).

Структура дипломной работы:

Данная дипломная работа состоит из:

1. Введения;

2. Трёх взаимосвязанных глав;

3. Заключения;

4. Списка литературы;

5. Трёх приложений.

Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.

2.1.3.2. Семантический барьер непонимания.

Автоматически срабатывает защита от воздействия и в том случае, если коммуникация происходит на нашем языке, но по передаваемому смыслу он «чужой». В таком случае фиксируется не чужая фонетика, а чужая семантика, и можно говорить о семантическом непонимании. Существование этого барьера на пути понимания определяется самим фактом многозначности слов любого языка. Любое слово, да и любое действие, имеет обычно не одно значение и в зависимости от контекста употребления включает в себя еще много-много смыслов «Смысловые поля» слов у разных людей различны, и, следовательно, одни и те же слова и действия могут по разным причинам иметь различный смысл для разных людей.

Особенно хорошо это видно на примере использования жаргонов или тайных языков.

Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность «тезаурусов» отправителя информации и адресата. Этот термин введен советским философом Ю.А.Шрейдером. Под ним понимается «представление о мире», вся совокупность информации, которой располагает данный человек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова С. Возрастная психология. Высшая школа, - М., 2001.- 319 с.

2. Асеев В. Возрастная психология: Учебное пособие. – Ир¬кутск, ДРОФА, 1999. - 456 с.

3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.

4. Бодалев А. А. Личность и общение. – Избр. труды М.: Педагогика, 1983.

5. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. - 317 с.

6. Брунев Дж. Психология познания. ВЕЧЕ, - М., 1987. – 458 с.

7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет¬ровского. – М., АСАDЕМА, 1999. - 567 с.

8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ, 2000. - 311 с.

9. Войскунский А. Я говорю, мы говорим. М., МИР, 1990.-313 с.

10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.-450 с.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь - М: Лабиринт, 1996. - 459 с.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., ДРОФА,- 1984.- 385 с.

13. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.

14. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 1998. -316 с.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М: Педагогика, 1986 . – 240 с.

16. Добровт А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.- 411 с.

17. Дубов И.. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.

18. Игумнов С. А. Психопатия и психокоррекция детей и подростков. – М.: изд. института психотерапии, 2000. - 459 с.

19. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. - 319 с.

20. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, Лада, 1997. - 311 с.

21. Коломинский Я. Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. - 563 с.

22. Кривцова С. В. Подросток на перекрёстке эпох. – М.: Генезис, 1997. - 447 с.

23. Кулганов В. А., Юнацкевич . И. Метод графологической психодиагностики личности. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №3, 1994.

24. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., ДРОФА, 1993.- 289 с.

25. Лергамов Е.К. Подросток. Минск, 1996. - 413 с.

26. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов ЛАДА, 1986. – 134 с.

27. Леитес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., ДРОФА, 1991. - 565 с.

28. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., Высшая школа, 1994. - 358 с.

29. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. - 230 с.

30. Леонтьев. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика , 1983 . – т 1. - 429 с.

31. Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка - М: Издательство АПМ РСФСР, 1956. - 556 с.

32. Люблинская А.А. Детская психология, - М: Просвещение, 1971. - 259 с.

33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М: Пресс, 1977. – 425 с.

34. Матвеев В. Ф.. Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.: Просвещение, 1987.-310 с.

35. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 1996 N 4.

36. Мир детства: младший школьник. – М., Высшая школа, 1998. - 529 с.

37. Мудрки А. В. О воспитании старшеклассников. – М.: Просвещение, 1976. - 219 с.

38. Мухина В.С. Детская психология - М: Просвещение, 1985.- 95 с.

39. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., ДРОФА, 1997. – 256 с.

40. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960. - 323 с.

41. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 1999. - 217 с.

42. Немов Р. С. Психология т. 1 – М.: Владос, 1995. - 439 с.

43. Немов Р. С. Психология т. 3 – М.: Владос, 1998. - 467 с.

44. Нестерова С. Формы и методы организации психологической помощи подросткам. Журнал практического психолога № 12 – М., 1999.

45. Протасова Н. И. Психологическая диагностика девиантного поведения несовершеннолетних. – Астрахань АГПУ 2000. - 197 с.

46. Психология педагогического общения / И. В. Страхов. Саратов, 1980 - 459 с.

47. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика общения в развитии личности. – Самара. Изд. Дом Бахарах, 1998. - 349 с.

48. Ремщмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. - 411 с.

49. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, Виеда, 1992. - 475 с.

50. Семиченко В. А. Психология общения. – Киев Магiстр – S, 1998. - 559 с.

51. Семиченко В. А. Психология социальных отношений. – Киев Магiстр – S, 1998. - 314 с.

52. Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. К., 1991. - 475 с.

53. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону Феникс, 1997. - 513 с.

54. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М„ 1987. – 419 с.

55. Фридман Л. М., Пушкина Т. А; Каплуновин И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. - 149 с.

Похожие работы на данную тему