Дипломная по теме: Страхи в младшем школьном возрасте

Название работы: Страхи в младшем школьном возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

98 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема страха в психологической науке…………………...7

§1. Феноменология страха……………………………………………………7

§2. Страх и тревога…………………………………………………………..15

§3. Нейрофизиология страха…………………………………………………19

§4. Причины возникновения страха…………………………………………25

§5. Возрастная динамика страха и понятие школьной фобии……………..28

Глава 2. Исследование и коррекция детских страхов………………….32

§1. Программа эмпирического исследования……………………………….32

§2. Результаты и их обсуждение……………………………………………..42

§3. Выводы…………………………………………………………………….70

Заключение…………………………………………………………………...72

Список литературы………………………………………………………....75

Приложение………………………………………………………………….79

Выдержка:

Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время, она мало используется в практике школы. С поступлением в школу связано возникновение не малого количества страхов у детей. Именно поступление в школу может способствовать не только появлению некоторых школьных фобий, но так же препятствовать естественному уходу предшествующих страхов, характерных для прошлых лет жизни ребенка. Нельзя говорить, что школа является «обителью страха», для нас она скорее будет неким индикатором для выявления личности тревожной, невротической, беспокойной.

Таким образом, мы видим, что ситуация перехода из детского сада в общеобразовательную школу ставит ребенка в своеобразные экстремальные условия, которые активизируют детскую тревогу и страхи, накладываясь на уже существующие. Именно в этот период важно помочь ребенку преодолеть, разрешить свои страхи. Известно, что «хронические» страхи и запредельная тревожность травмируют личность, деформируют ее, препятствуют нормальному созреванию некоторых структур, влияют на ее поведение в повседневной жизни.

Целью квалификационной работы является выявление и коррекция ненормативных страхов у детей младшего школьного возраста.

Задачи работы:

1) Изучить основные теоретические подходы к проблеме страхов и тревожности в младшем школьном возрасте;

2) Выявить типичные и нетипичные страхи у младших школьников;

3) Сформировать группу детей, нуждающихся в коррекции;

4) Разработать и апробировать коррекционную программу.

Гипотеза исследования:

Для детей, не преодолевших возрастной барьер нормативных страхов характерны такие личностные особенности как тревожность, агрессивность, гиперактивность. Эти дети нуждаются в специально организованных занятиях по снижению тревожности (тревожность – системообразующая характеристика таких детей).

21. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии / Под ред. А.Г.Лидерса, - М., 1997 г., 50с.

22. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека, - М., 1964 г., 380 с.

23. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений, - М., 1994 г., 368 с.

24. Мамонтов С.Ю. Страх. Практика преодоления. – СПб.: Питер, 2002 г.

25. Мэй Р. Проблема тревоги. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2001 г.

26. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека, - М., 1966 г., 383 с.

27. Никитин Б.С. Развивающие игры, - М., 1985 г.

28. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. –СПб.: Речь,2000.

29. Ноздрачев А.Д. Физиология вегетативной нервной системы.- Л., 1983.

30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, - М., 1996 г., 360 с.

31. Овчарова Р.В. «Практическая психология». - М., Т.Ц. «Сфера», 1996 г.

32. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000г.

33. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера, - М., 1988 г., 132 с.

34. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Издательство «Питер», 2000 г.

35. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

36. Прихожан А.М. К постороению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей // Научные основы прикладной психологии, - М., 1989 г., с. 145 – 146.

37. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование, 1998 г., №2, с.11 – 17.

38. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции, - Казань, 1994 г., 168 с.

39. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, - СПб., 1999 г., 752 с.

40. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7 лет, - М., 1986 г., 146 с.

41. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997 г.

Похожие работы на данную тему