Введение:
Актуальность исследования. Несмотря на то, что страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, физиологов, психологов, психиатров и т.д., каждый из которых по-своему представлял этот феномен. Некоторые философы видели в нем некую экзистенциальную силу, определяющую эволюцию человеческой души. Социологи и политологи рассматривают подобные эмоции как средство манипулирования человеческими массами. Для физиологов наибольший интерес представляют механизмы формирования этой эмоции в головном мозге и пути ее реализации. Психологи и психотерапевты обращают внимание не только на защитную функцию страха, способствующую выживанию индивидуума в экстремальных условиях, но так же воспринимают его как некую разрушающую силу для человека, от которой нужно избавить. С одной стороны, такой “многомерный” подход помогает выйти за рамки какой-то одной науки и увидеть проблему в целом, а с другой, все более усиливающееся разобщение в теориях страха, затрудняет создание единого концептуального подхода к его определению и пониманию.
Кроме того, большинство работ, посвящённых страху, в центр внимания ставят изучение его острых проявлений, т.е. симптоматике «хронического» страха, нежели тем предикторам, которые позволяли бы выявить личность, предрасположенную к появлению острых страхов и фобий.
Наибольшее значение имеют психологические исследования детских страхов: из психоаналитической теории известно, что чем раньше выявлено наличие страхов и общей тревожности у ребенка, тем больше возможностей повлиять на снижение их уровня.
Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время, она мало используется в практике школы. С поступлением в школу связано возникновение не малого количества страхов у детей. Именно поступление в школу может способствовать не только появлению некоторых школьных фобий, но так же препятствовать естественному уходу предшествующих страхов, характерных для прошлых лет жизни ребенка. Нельзя говорить, что школа является «обителью страха», для нас она скорее будет неким индикатором для выявления личности тревожной, невротической, беспокойной.
Глава 2:
Следуя нашей гипотезе о том, что для детей, не преодолевших возрастной барьер нормативных страхов характерны такие личностные особенности как тревожность, агрессивность, гиперактивность. Следовательно, эти дети нуждаются в специально организованных занятиях по снижению тревожности (тревожность – системообразующая характеристика таких детей). А так же исходя из того, что страх является объективизированной формой тревоги целью данной коррекционной программы является: снижение уровня тревожности младшего школьника, путем снятия эмоционального и телесного напряжения (приложение №7).
Данная коррекционная программа основана на методе смешанной игровой терапии – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии.
Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является сам ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.
Директивная игровая терапия – это форма, в которой психолог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей программы.
Одно из наиболее ярких преимуществ смешанной игровой терапии – это синтез наиболее удачных приемов игротерапии разных форм, что позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Для коррекции высокого уровня тревожности методом смешанной игровой терапии нами была использована программа, включающая в себя цикл из 10 занятий.
Заключение:
Несмотря на то, что проблема страха давно является объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, физиологов, психологов, психиатров и т.д., каждый из которых по-своему представляет этот феномен, она во многом остается не изученной. С одной стороны, такой “многомерный” подход помогает выйти за рамки какой-то одной науки и увидеть проблему в целом, а с другой, все более усиливающееся разобщение в теориях страха, затрудняет создание единого концептуального подхода к его определению и пониманию.
Кроме того, большинство работ, посвящённых страху, в центр внимания ставят изучение его острых проявлений, т.е. симптоматике «хронического» страха, нежели тем проявлениям, которые позволяли бы выявить личность, предрасположенную к появлению острых страхов и фобий.
Однако для любого исследователя, занимающегося изучением детей, наибольшее значение имеют психологические исследования детских страхов, так как известно: чем раньше выявлено наличие страхов и общей тревожности у ребенка, тем больше возможностей повлиять на снижение их уровня.
Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время, она мало используется в практике школы. С поступлением в школу связано возникновение не малого количества страхов у детей. Именно приход в школу может способствовать не только появлению некоторых школьных фобий, но так же препятствовать естественному уходу предшествующих страхов, характерных для прошлых лет жизни ребенка. Ситуация перехода из детского сада в общеобразовательную школу ставит ребенка в своеобразные экстремальные условия, которые активизируют детскую тревогу и страхи, накладываясь на уже существующие. Именно в этот период важно помочь ребенку преодолеть, разрешить свои страхи.