Введение:
Актуальность исследования. Несмотря на то, что страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, физиологов, психологов, психиатров и т.д., каждый из которых по-своему представлял этот феномен. Некоторые философы видели в нем некую экзистенциальную силу, определяющую эволюцию человеческой души. Социологи и политологи рассматривают подобные эмоции как средство манипулирования человеческими массами. Для физиологов наибольший интерес представляют механизмы формирования этой эмоции в головном мозге и пути ее реализации. Психологи и психотерапевты обращают внимание не только на защитную функцию страха, способствующую выживанию индивидуума в экстремальных условиях, но так же воспринимают его как некую разрушающую силу для человека, от которой нужно избавить. С одной стороны, такой “многомерный” подход помогает выйти за рамки какой-то одной науки и увидеть проблему в целом, а с другой, все более усиливающееся разобщение в теориях страха, затрудняет создание единого концептуального подхода к его определению и пониманию.
Кроме того, большинство работ, посвящённых страху, в центр внимания ставят изучение его острых проявлений, т.е. симптоматике «хронического» страха, нежели тем предикторам, которые позволяли бы выявить личность, предрасположенную к появлению острых страхов и фобий.
Наибольшее значение имеют психологические исследования детских страхов: из психоаналитической теории известно, что чем раньше выявлено наличие страхов и общей тревожности у ребенка, тем больше возможностей повлиять на снижение их уровня.
Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время, она мало используется в практике школы. С поступлением в школу связано возникновение не малого количества страхов у детей. Именно поступление в школу может способствовать не только появлению некоторых школьных фобий, но так же препятствовать естественному уходу предшествующих страхов, характерных для прошлых лет жизни ребенка. Нельзя говорить, что школа является «обителью страха», для нас она скорее будет неким индикатором для выявления личности тревожной, невротической, беспокойной.
Таким образом, мы видим, что ситуация перехода из детского сада в общеобразовательную школу ставит ребенка в своеобразные экстремальные условия, которые активизируют детскую тревогу и страхи, накладываясь на уже существующие. Именно в этот период важно помочь ребенку преодолеть, разрешить свои страхи. Известно, что «хронические» страхи и запредельная тревожность травмируют личность, деформируют ее, препятствуют нормальному созреванию некоторых структур, влияют на ее поведение в повседневной жизни.
Целью квалификационной работы является выявление и коррекция ненормативных страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи работы:
1) Изучить основные теоретические подходы к проблеме страхов и тревожности в младшем школьном возрасте;
2) Выявить типичные и нетипичные страхи у младших школьников;
3) Сформировать группу детей, нуждающихся в коррекции;
4) Разработать и апробировать коррекционную программу.
Гипотеза исследования:
Для детей, не преодолевших возрастной барьер нормативных страхов характерны такие личностные особенности как тревожность, агрессивность, гиперактивность. Эти дети нуждаются в специально организованных занятиях по снижению тревожности (тревожность – системообразующая характеристика таких детей).
Глава 2:
На предположительно выделенной группе детей (из общей выборки в 96 человек – 22 респондента, поделенные на экспериментальную группу – 11 человек и контрольную группу – 11 человек) с нетипичными страхами была проведена проективная методика «Несуществующее животное». Результаты проведенной методики подверглись качественному анализу, который представлен ниже:
Кодировочная инструкция.
Выборка: 11 человек – экспериментальная группа, 11 – контрольная группа.
Методики: «Несуществующее животное» (проективная методика).
Качественные категории:
Под тревожностью (А) понимается ощущение предстоящей угрозы.
Под страхом (Б) понимается переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Индикаторы выделенных категорий:
А (тревожность):
Графические: большое количество глаз, шей, других органов чувств (например, локаторы, антенны и др. приспособления), глаза преувеличенного размера, особенно с зачерчением радужки или всего глаза; в целом для всего рисунка характерна штриховка с сильным нажимом карандаша.
Вербальные: описание различных способов предохранения от возможной опасности (нападений хищников, стихийных бедствий, холода, жары, недостатка еды и т.п.).
Б (страх):
Графические: зачерчение (штриховка с сильным нажимом) в рисунке, особенно в районе глаз.
Вербальные: высказывания о наличие у животных страхов, характерных для человека.
Результаты качественного анализа приводятся в следующих таблицах:
Заключение:
Несмотря на то, что проблема страха давно является объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, физиологов, психологов, психиатров и т.д., каждый из которых по-своему представляет этот феномен, она во многом остается не изученной. С одной стороны, такой “многомерный” подход помогает выйти за рамки какой-то одной науки и увидеть проблему в целом, а с другой, все более усиливающееся разобщение в теориях страха, затрудняет создание единого концептуального подхода к его определению и пониманию.
Кроме того, большинство работ, посвящённых страху, в центр внимания ставят изучение его острых проявлений, т.е. симптоматике «хронического» страха, нежели тем проявлениям, которые позволяли бы выявить личность, предрасположенную к появлению острых страхов и фобий.
Однако для любого исследователя, занимающегося изучением детей, наибольшее значение имеют психологические исследования детских страхов, так как известно: чем раньше выявлено наличие страхов и общей тревожности у ребенка, тем больше возможностей повлиять на снижение их уровня.
Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время, она мало используется в практике школы. С поступлением в школу связано возникновение не малого количества страхов у детей. Именно приход в школу может способствовать не только появлению некоторых школьных фобий, но так же препятствовать естественному уходу предшествующих страхов, характерных для прошлых лет жизни ребенка. Ситуация перехода из детского сада в общеобразовательную школу ставит ребенка в своеобразные экстремальные условия, которые активизируют детскую тревогу и страхи, накладываясь на уже существующие. Именно в этот период важно помочь ребенку преодолеть, разрешить свои страхи.