Дипломная по теме: Агрессивное поведение детей в младшем школьном возрасте

Название работы: Агрессивное поведение детей в младшем школьном возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

180 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологические основы агрессивного поведения

в работах зарубежных и отечественных психологов………………………8

1.1. Поведение человека как психологический феномен и показатель развития…………………………………………………………………………..8

1.2. Теоретические подходы к исследованию агрессивности в работах зарубежных и отечественных психологов………………………………....28

1.3. Психологические особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте……………………………………………………………..56

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению агрессивного поведения в младшем школьном возрасте………………..73

2.1. Основные понятия. Постановка проблемы, организация и методы исследования…………………………………………………………………....73

2.2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению агрессии и агрессивности в младшем школьном возрасте…………………………....78

2.3. Программа коррекции агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте……………………………………………………………..83

Заключение…………………………………………………………………….94

Литература……………………………………………………………………..96

Приложение……………………………………………………………………99

Выдержка:

Введение:

Важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в настоящее время. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового. Отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкретного производства – все это серьезно повлияло и привело к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни единого сообщения о каком либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни, т.к. она носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей – родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребенка, в его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребенка, ведь «проявление ребенком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьезного неблагополучия в ходе его развития». Агрессивность определяет не только нынешнее положение ребенка в системе общественных связей и отношений, ее влияние на развитие личности носит более долгосрочный характер. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение в старшем возрасте.

Глава 2:

В ходе проведения эксперимента по изучению агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической, научной, методической литературы по проблеме агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

2. Определить специфику имеющихся в отечественной и зарубежной психологии диагностико - коррекционных технологий в работе практического психолога.

3. Составить программу по коррекции агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте.

Для изучения поставленных задач мы использовали разнообразные методы и методики. Базой нашего исследования была МОУ СОШ № 7 г. Армавира. Количество испытуемых – 27 человек младшего школьного возраста.

Применяя методику «Несуществующее животное» (см. Приложение 1), позволяющую определить агрессивность с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия. Данная методика позволила определить, что у многих детей отмечается высокий уровень агрессивности.

Практически каждый ребенок долго не мог приступить к выполнению рисунка. Перед началом дети задавали много вопросов, долго не могли сосредоточиться, часто отвлекались во время задания.

Методика «Кинетический рисунок семьи» (см. Приложение 2), позволила определить особенности внутрисемейных отношений. По результатам проведенной методики мы определили, что у многих детей отмечается негативное отношение к собственной семье. Во время проведения задания несколько детей отказались выполнять данную методику, что указывает на не восприятие семейной ситуации.

Заключение:

Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования. В проведенном исследовании была раскрыта сложная психолого - педагогическая проблема агрессивности младших школьников и предложены условия, возможности ее коррекции. Данная работа отражает многие параметры возникновения и проявления агрессии.

1. Психологи, занимающиеся вопросами развития человека, изучают последовательность и изменения в поведении человека в течении его жизни. Каждая эпоха жизни отмечена своими проблемами и задачами. Некоторые из них могут иметь отношение к любому периоду жизни, но большинство этих проблем, по всей вероятности, связаны с конкретными жизненными периодами. Каждый, последующий жиз¬ненный этап, вызывает определенный кризис в психосоциальном отношении, касающийся доверия, самостоятельности, инициативы, прилежания, идентичности, близости, генеративности и целост¬ности. Кроме того, мы признаем, что на каждом жизнен¬ном этапе от человека требуется удачное приложение своего мастерства и умений для того, чтобы решать вполне определенные задачи, связанные с развитием. Лишь немногие дети в процессе своего роста не встречаются с обычными проблемами детского развития, такими, как негативизм, прилипание, спе¬цифические страхи, нарушения сна, общая неудовлетворенность, возврат к более инфантильному поведению, соперничество между братьями и сестрами и детский бунт.

Похожие работы на данную тему