ВВЕДЕНИЕ
В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хо-зяйствования возникает необходимость постоянного соизмерения выручки и затрат с тем, чтобы определить прибыль или убыток по результатам деятель¬ности.
Деятельность любого субъекта хозяйствования, занятого в той или иной сфе-ре деятельности, связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколь¬ко и каких затрат было использовано. Затраты отражают сово-купность фактических расходов на осуществление ус¬тавной деятельности в те-чение расчетного периода. От сум¬марного объема затрат зависит основной ре-зультирующий показатель - масса прибыли. Снижение расходов на про¬изводство единицы выпускаемой продукции по сравнению с аналогичным по-казателем у конкурентов улучшает фи¬нансовый результат, т. е., сохранив цену на продукцию, предприниматель имеет возможность получать с каждой едини-цы дополнительную прибыль. Можно сохранить пре¬жнюю норму дохода на единицу, снизить ее цену в сравне¬нии с ценой конкурентов, что приведет к уве-личению до¬полнительной массы прибыли за счет увеличения общих объемов реализации.
Субъекты хозяйствования, занимающиеся производ¬ственной деятельностью, определяют издержки производ¬ства. Общая величина затрат, связанных с про-изводством и реализацией продукции (работ, услуг), называется себес¬тоимостью. Себестоимость отражает величину текущих зат¬рат, обеспечиваю-щих процесс простого воспроизводства.
Важным показателем, характеризую¬щим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результа¬ты деятельности предприятий, темпы рас¬ширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Выступая в роли важнейшего экономического инструмента измерения уровня издержек производства, себестоимость продукции служит исходной базой формирования цен, прибыли, всех финансовых показателей работы предприятия.
Анализ себестоимости продукции, ра¬бот и услуг имеет очень важное значе-ние. Он позволяет выяснить тенденции изме¬нения данного показателя, выпол-нения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, уста-новить ре¬зервы и выработать корректирующие ме¬ры по использованию воз-можностей сни¬жения себестоимости продукции.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ре-сурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства на величину прибыли и уровень рента-бельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресур-сов; материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать ре¬шения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
3.1. Направления сокращения материальных затрат
Резервы сокращения материальных затрат устанавливаются по каждому ви-ду материальных ресурсов за счет конкретных организационно-технических мероприятий: совершенствование системы нормирования, учета (списание за-трат на производство), контроля (установка счетчиков), материально-технического обеспечения (приобретение более дешевых и экономичных ре-сурсов), сокращение потерь, стимулирование работников с целью экономии ре-сурсов и др.
Решаю¬щим условием снижения себестоимости служит непрерыв¬ный техни-ческий прогресс. Внедрение новой техники, комп¬лексная механизация и авто-матизация производственных процессов, совершенствование технологии, вне-дрение про¬грессивных видов материалов позволяют значительно сни¬зить себе-стоимость продукции.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление режима эконо¬мии проявляется прежде всего в уменьшении затрат матери¬альных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслужива-нию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других не-производительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве от¬раслей промышлен-ности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незна¬чительное сбережение сырья, материалов, топлива и энер¬гии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию да-ет значительный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину зат¬рат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобрете¬ния с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость про¬дукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее деше¬вым видом транспорта.
При заключении договоров на поставку материальных ре¬сурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно со-ответствуют плано¬вой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время каче¬ства продукции.
Основным сырьем для производства тепло- и электроэнергии на предпри-ятии является газ. Средняя цена поставки газа в 2005 году составила 1970 руб. за 1000 куб м газа.
Однако, при заключении договора на поставку газа, руководство предпри-ятия может добиться снижения цены до 1800 руб. за 1000 куб. м, так как часть предприятий энергитической промышленности получают газ от РАО «Газ-пром» именно по такой цене .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс РФ: по состоянию на 10.04.2005 г.- М.: ГроссМедиа, 2005.- 624 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”. 2-е издание. – М.; Издательство “Ось -89”, 2000 г.-16 с.
3. Абрютина М.С. Экономика предприятия: учебник / - М.: Дело и Сервис, 2004.- 528 с.
4. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. - Мн.: Интерпрессервис, 2001.- 576 с.
5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2005.- 215 с.
6. Баев И.А., Варламова З.Н., Васильева О.Е. и др. Экономика предприятия: учеб. для вузов /; под ред. В.М. Семенова.- 4-е изд.- СПб: Питер, 2005.- 384 с.
7. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие / - М.: Дашков и Ко, 2004.- 272 с.
8. Берзинь И.Э., Пикунова С,А., Савченко Н.Н. и др. Экономика предприятия: учеб. для вузов / ; под ред. С.Г. Фалько.- 2-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2004.- 368 с.
9. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 224 с.
10. Волков В.П., Ильин А.И., Станкевич В.И. и др. Экономика предприятия: учеб. пособие /; под общ. ред. А.И. Ильина.- 2-е изд., испр.- Мн.: Новое знание, 2004.- 672 с.
11. Гвоздев Б.З., Зверев А.В. Экономика предприятия / - М.: Юркнига, 2004.- 400 с.
12. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия.- СПб: Питер, 2003.- 256 с.
13. Гинзбург А.И. Экономический анализ: учеб. для вузов. - СПб: Питер, 2004.- 480 с.
14. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учеб. для вузов / - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 795 с.
15. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет: учебно-практич. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 2004.- 504 с.
16. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: учеб. пособие. - М.: ЭКМОС, 2003.- 240 с.
17. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: ТК Велби, 2004.- 424 с.
18. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: пособие для начинающих: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Экзамен, 2003.- 832 с.
19. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 471 с.
20. Магомедов А.М. Экономика предприятия: учеб. для вузов / - 2-е изд., доп.- М.: Экзамен, 2004.- 352 с.