Исследование систем управления имеет целью разработку долгосрочных мероприятий по совершенствованию организации, ее структуры, методов и моделей управления, и должно осуществляться на основе системного похода. Только тогда выводы, полученные в результате такого исследования, могут стать реальной основой для перестройки существующей системы управления. В то же время практика показывает, что многие предприятия до сих пор работают "по старинке" и не имеют в своем составе подразделений, направленных на собственное совершенствование (в качестве примера таких можно назвать лабораторию по совершенствованию хозяйственного механизма или отдел экономических исследований). Это можно объяснить такими причинами, как: недостаток квалифицированных специалистов, способных к исследовательской работе; отсутствие методической разработки исследования систем управления, в отличие, например, от анализа хозяйственной деятельности; низкая заинтересованность руководства в изменении сложившихся методов управления.
Актуальность и значимость темы работы состоит в том, что в современных условиях туристского бизнеса и экономической интеграции Российской Федерации вопросы индустрии гостеприимства являются значимыми для экономики страны. Поэтому разработка методики исследования систем управления в гостиничных комплексах носит практическую значимость для развития экономики России в целом на теперешнем этапе ее развития, когда необходимо новое осмысление понятия менеджмента и его функций. Изучение вопросов гостиничной индустрии в целом, и деятельности отдельных гостиничных предприятий города Москвы в частности, является практически значимым и актуальным.
Целью данной работы является изучение и анализ вопросов, касающихся методов управления на предприятиях гостиничного типа.
Задачи работы - изучить особенности и задачи ведения гостиничного бизнеса в условиях рыночной экономики; проанализировать рынок индустрии гостеприимства в Российской Федерации и его международную интеграцию; показать виды предприятий индустрии гостеприимства и их особенности; рассмотреть международный опыт классификации предприятий гостиничного хозяйства и возможности его применения в России; показать пути совершенствования работы гостиницы по подготовке разработки услуг, установлению цен на них и доведения услуги до потребителя (внешний маркетинг); изучить современные требования к выбору и использованию автоматизированных технологий управления гостиничным комплексом; проанализировать управление персоналом в целях повышения эффективности гостиниц; дать характеристику гостиничному комплексу Le Meridien Moscow Country Club и рассмотреть особенности их функционирования; определить направления совершенствования ценовой и маркетинговой стратегии гостиниц; определить задачи повышения качества обслуживания посетителей и совершенствование труда персонала; рассмотреть особенности выбора и использования автоматизированных технологий управления гостиничными комплексами.
Отели типа апартамент широко представлены на рынке США как в качестве независимо управляемых предприятий, так и в составе довольно известных гостиничных цепей, таких как: Hilton, Comfort, Radisson.
В Европе существует и такая разновидность апарт-отеля, как «анонимный пансион». Это означает, что кто-то из частных владельцев квартиры заключает договор с агентством о сдаче своей жилплощади. И если апарт-отель - это целый многоквартирный дом, отданный исключительно туристам, то «анонимный пансион» предполагает, что вы будете жить в одной из квартир обычного жилого дома.
В качестве «анонимного пансиона» может предлагаться и небольшой частный дом, иногда владелец дома сдает несколько комнат, а в остальных живет его семья.
Это не единственная классификация предприятий гостиничного хозяйства. Можно отметить девять основных типов предприятий размещения, которые встречаются преимущественно в Европе и США. Так, в таблице 1 представлена их сравнительная характеристика по семи критериям.
В зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования предприятия, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов производится классификация гостиниц по разрядам, категориям и т.д.
Цель классификации определить соответствие конкретной гостиницы, а также номеров установленным критериям или принятым стандартам на обслуживание.
Единой международной классификации гостиничных предприятий по уровню комфорта не существует, хотя попытки ее создания предпринимались. Например, существуют критерии Международной ассоциации отелей, по которым выборочно оцениваются гостиницы различных государств .
30. Сенин В.С. «Организация туристско-экскурсионного обслуживания», М., 2003 г.
31. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга \\ М., ЮНИТИ, 2001
32. Управление организацией. Учебник для вузов.- М., ИНФРА-М, 2000г.
33. Управление фирмой: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румян¬цевой, НА. Саломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.
34. Уокер Д. «Введение в гостеприимство». - М., 2005 г.
35. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2005.
36. Уткин Э., Бутова Т. Маркетинг \\ М., 2003
37. Хант Дж. У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2005.
38. Ходорков Л.Ф. «Мировое гостиничное хозяйство», М., 2005 г.
39. Чудновский А.Д. «Туризм и гостиничное хозяйство», М., 2002 г.
40. Шевцов К.Н. «Менеджмент в гостинице», М., 2003 г.
41. Яковлев Э.Д. «Гостеприимство в России», М., 2005 г.
42. Журнал «Туристический бизнес» - информационно-аналитический журнал для профессионалов, №1,3,7 - за 2006 г., №3,7 - за 2005 г.
43. www.lemeridien-mcc.com