ВВЕДЕНИЕ
Большинство публикаций последних десятилетий представляют собой результаты изучения либо отдельных явлений психики, либо их взаимосвязи и соотношения. В научной литературе встречаются утверждения о том, что психология давно перестала быть наукой об отдельных психических функциях, подчеркивается стремление к преодолению «коллекционерности», фрагментарности, утверждается тезис о психике как единой и целостной.
Поиск путей целостного изучения психики отразился в многочисленных подходах, смысл которых закрепился в понятиях организации, структурности, комплексности, интерфункциональности, интеграции и т.п. В разное время принципам и методам этих подходов уделялось особое внимание. В конце 60-х гг. актуализировался системный подход как следующий этап постижения целостности. Предпосылками перехода к системным исследованиям были философские изыскания, подготовившие методологическую основу и сформулировавшие общие принципы системного подхода.
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
2.1. Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза
Исследование проходило на базе детского сада «Солнышко» города области. Для эксперимента были обследованы 8 детей 6-7 лет из подготовительной группы.
Цель данного исследования предполагает определение особенностей уровня психологической готовности к обучению в школе.
Гипотеза исследования - система методов диагностики позволяет своевременно выявить те показатели психологической готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми.
В задачи исследования входят:
1.Выявить уровень психологической готовности к обучению в школе с помощью системы диагностических методик охватывающих все компоненты данной готовности.
2. Проанализировать полученные результаты.
3.Сделать выводы о недостаточно развитых компонентах готовности к школе.
Для решения 1 задачи были подобраны методики:
Методика «Определение мотивов учения», Тест Керна- Йирасека, методика «Да и Нет», «Графический диктант», «Домик», «ЭХО», «Переплетённые линии», «Корректурная проба», «Нелепицы», «Запомни фразы», «Лишний предмет». Такой подбор методик охватывает все компоненты готовности к школе в том числе – познавательные процессы, мышление, речь, сферу произвольности, самоконтороль. Все методики подробно описаны в 1 главе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие. Подготовка ребенка к школе. – М., 1992.
2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.
3. Бабаева Т.И. Ушкольного порога.- М.: Пр.,1993г.-128с.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999.
5. Берталанфи Л. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., 1969.
6. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и другие. Работа психолога в начальной школе. – М.,1998
7. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,1994.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1999.
10. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.
11. Вархотова Е.К., Дейко Н.В.,СазоноваЕ.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. –М.: Генезис, 1999г.
12. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.
13. Воспитание детей в игре./ Сост.БондаренкоА.К., МатусикА.И.- М.:Пр.,1983г.-192с.
14. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А.Парамоновой. О.С.Устиновой. М., 1989.
15. Горелик Н.Д., Мазоян Э.Н. Опыт определения функциональной готовности организованных детей к поступлению в школе // Вопросы охраны материнства и детства. 1984. № 9.
16. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,1994.