ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.
Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.
А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера. “Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует свою мысль. Мы тем самым формируем наше чувство, выражая его” (С.Л.Рубинштейн).
Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать целесообразность включения в развивающие занятия с детьми 5-6 лет игр и упражнений, направленных на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Целью опытно-экспериментальной работы было подтверждение гипотезы о том, что развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников возможно игровыми методами, так как они наиболее соответствуют возрасту детей.
В ходе опытно-экспериментальной работы предполагаем решение следующих задач:
1. Подобрать методики для диагностики эмоционально-волевой сферы личности дошкольников;
2. Провести первичную диагностику по отобранным методикам и на основе их результатов подобрать серию развивающих игр направленных на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников;
3. Провести коррекционно-развивающую работу с дошкольниками;
4. Провести повторную диагностику и анализ эффективности коррекционно-развивающей работы.
Согласно задачам опытно-экспериментальной работы были выделены её этапы:
1. На перовом этапе были подобраны и проведены методики диагностики эмоционально-волевой сферы личности дошкольников;
2. На втором этапе была реализована система игр и упражнений для развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольников;
3. На третьем этапе проведена повторная диагностика и проведен анализ опытно-экспериментальной работы.
В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6 лет, воспитанники ДОУ № г. Белебея.
Литература
1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - С. 173.
2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. - С. 9.
3. Вачков И.В. Психология для малышей. – М., 1996.
4. Воробьева Т. Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного восприятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: 1992.
5. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - Т. 3. - М., 1983.
6. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7-18. Эмоции и потребности: 18-22. Эмоции и личность: 22-25, 37-48, 79-116. Классификация эмоций: 25-37. Чувства: 75-79.)
7. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.
8. Ильин Е. Психология воли. – СПб.: Издательство: Питер, 2002. - 288 с.
9. Казанский А. Игры в самих себя. — М.: «Роспедагентство», 1995.
10. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятии, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 160 с.
11. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению.— Ярославль: «Академия развития», 1996.
12. Кононко Е. Чтобы личность состоялась. — Киев: 1991.
13. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1971.
14. Кошелева А. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: «Просвещение», 1985.
15. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.
16. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении// В кн. Психология дошкольника: Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.