Введение
Удовлетворение потребности в жилье на протяжении всей истории человечества остается для большинства людей одной из самых острых и трудноразрешимых проблем. Не составляет исключения в этом отношении и наше Отечество.
Поначалу предполагали, что пользование жильем и коммунальными услугами для трудового народа будет бесплатным , но вскоре от этой затеи, вскормленной утопическими надеждами уже в ближайшее время совершить прыжок в коммунистическое царство, пришлось отказаться. Были установлены нормированные ставки оплаты жилья и коммунальных услуг, которые, однако, изначально не покрывали затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства. С ростом инфляционных процессов, возрастанием стоимости основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышением качества жилья, сооружением дорогостоящих систем канализации, водо- и энергоснабжения дефицит затрат на содержание жилья все в большей степени приходилось покрывать за счет бюджета.
Справедливости ради следует отметить, что расходы по оплате жилья и коммунальных услуг составляли в бюджете семьи сравнительно небольшой процент и были вполне доступны людям с невысоким уровнем доходов.
В конце 50-х годов постепенно пришли к осознанию того, что только за счет государства жилищную проблему не решить, необходимо активно подключить к строительству жилья сбережения самих граждан, а также в широких масштабах кредитовать жилищное строительство. Происходит заметное оживление жилищно-строительной кооперации, которая в предвоенные и первые послевоенные годы была сведена на нет. Несмотря на целый ряд положительных сдвигов, радикально решить жилищную проблему к началу перестройки не удалось. Неслучайно в годы, предшествовавшие перестройке, она неоднократно называлась на высших партийных и государственных форумах самой острой проблемой повышения благосостояния народа. К сожалению, за годы перестройки острота жилищной проблемы не только не спала, но еще более возросла.
С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись не за счет общественных фондов потребления, а за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. В этих целях развернуты приватизация жилищного фонда, выдача гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, выпуск жилищных сертификатов, удостоверяющих право граждан на приобретение квартиры в собственность, и целый ряд других мер, направленных на то, чтобы сколотить широкий социальный слой частных собственников жилья, создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравниловки в деле обеспечения граждан жильем.
ГЛАВА 3.
ОХРАНА, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВОТНОШЕНИЙ
3.1. Охрана жилищных правоотношений
Общие положения. Жилищные правоотношения принадлежат к числу регулятивных. В то же время они, как и другие правоотношения, нуждаются в охране, причем не только от противоправных посяга¬тельств, но и в воспитательно-предупредительных целях. Если согла¬ситься с классификацией мер защиты или мер охраны гражданских прав на меры самозащиты, меры оперативного воздействия и меры государственно-принудительного воздействия, то можно сказать, что для охраны жилищных правоотношений применяются все эти меры. Так, меры самозащиты могут быть применены для ограждения неприкосновенности жилища; меры оперативного воздействия применяются тогда, когда наймодатель отказывает неисправному нанимателю в про¬длении договора на новый срок или когда наниматель засчитывает стоимость произведенного им капитального ремонта жилого помеще¬ния в счет следуемой с него наемной платы; меры государственно-принудительного воздействия выражаются в признании ордера на жилое помещение недействительным; в досрочном расторжении наймодателем договора при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 687 ГК; выселении граждан без предоставления другого жилого помещения (ст. 98 ЖК) и т. д. Классификация всех этих мер и тем более исчерпывающая их характеристика не входят в нашу задачу.
Возникает, однако, вопрос, почему в одной главе собраны такие, на первый взгляд, далеко отстоящие друг от друга вопросы, как сохра¬нение жилой площади за временно отсутствующими; выселение на время капитального ремонта; принудительный обмен и администра¬тивное выселение. О каких, собственно говоря, мерах охраны в ука¬занных случаях идет речь? Представляется, что во всех этих случаях речь идет о мерах, обеспечивающих стабильность и устойчивость жилищных прав, их беспрепятственное осуществление, что и будет в дальнейшем показано.
ГЛАВА 3.
ОХРАНА, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВОТНОШЕНИЙ
3.1. Охрана жилищных правоотношений
Общие положения. Жилищные правоотношения принадлежат к числу регулятивных. В то же время они, как и другие правоотношения, нуждаются в охране, причем не только от противоправных посяга¬тельств, но и в воспитательно-предупредительных целях. Если согла¬ситься с классификацией мер защиты или мер охраны гражданских прав на меры самозащиты, меры оперативного воздействия и меры государственно-принудительного воздействия, то можно сказать, что для охраны жилищных правоотношений применяются все эти меры. Так, меры самозащиты могут быть применены для ограждения неприкосновенности жилища; меры оперативного воздействия применяются тогда, когда наймодатель отказывает неисправному нанимателю в про¬длении договора на новый срок или когда наниматель засчитывает стоимость произведенного им капитального ремонта жилого помеще¬ния в счет следуемой с него наемной платы; меры государственно-принудительного воздействия выражаются в признании ордера на жилое помещение недействительным; в досрочном расторжении наймодателем договора при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 687 ГК; выселении граждан без предоставления другого жилого помещения (ст. 98 ЖК) и т. д. Классификация всех этих мер и тем более исчерпывающая их характеристика не входят в нашу задачу.
Возникает, однако, вопрос, почему в одной главе собраны такие, на первый взгляд, далеко отстоящие друг от друга вопросы, как сохра¬нение жилой площади за временно отсутствующими; выселение на время капитального ремонта; принудительный обмен и администра¬тивное выселение. О каких, собственно говоря, мерах охраны в ука¬занных случаях идет речь? Представляется, что во всех этих случаях речь идет о мерах, обеспечивающих стабильность и устойчивость жилищных прав, их беспрепятственное осуществление, что и будет в дальнейшем показано.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Жилищный кодекс РСФСР.
4. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92г. № 4218-1.
5. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91г. № 1541-1.
6. Постановление Правительства РФ от 19.11.01г. № 804 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год».
7. Постановление Правительства РФ от 17.09.01г. № 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы».
8. Постановление Правительства РФ от 15.12.00г. № 965 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы».
9. Постановление Правительства РФ от 02.08.99г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
10. Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг., утверждено постановлением Правительства РФ от 02.08.99г. № 887.
11. Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утверждено постановлением Правительства РФ от 03.08.96г. № 937.
12. Инструкция о порядке сохранения за гражданами, временно отсутствующими по условиям и характеру работы, жилого помещения в месте постоянного жительства, утверждена Минюстом СССР, Госкомтрудом СССР, МВД СССР 20.01.89г.