ВВЕДЕНИЕ
Современный учебно-воспитательный процесс сложен, многогранен, требует вдумчивого изучения и постоянного развития. Роль методической подготовки в деятельности учителя все более возрастает. Учитель должен уметь внести вклад в формирование личности школьника, а это, в свою очередь, можно достичь путем организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развития их инициативы и творчества, пробуждения у них познавательного интереса к предмету. Объяснительно-иллюстративный метод тип обучения, которого мы привыкли называть традиционным, не обеспечивает решения всех задач современной школы. Традиционная схема организации учебного процесса недостаточно развивает мыслительные потребности, интерес к науке, не обеспечивает активного мышления и превращения знаний в убеждения, а убеждений – в сознательную, общественно целесообразную деятельность.
В системе образования требуется значительное изменение в содержании обучения. Это закономерно обуславливает необходимость изменения в методах и формах организации процесса обучения. Поэтому внедрение в школу творческих методов обучения считается актуальной задачей. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем, что современная дидактика уделяет большое внимание к самостоятельной и творческой учебно-познавательной деятельности учащихся. Так как проблемное обучение характеризируется тем, что учащиеся систематически включаются учителем в решение проблем и проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность человека. Другого способа для развития творческого мышления учащихся не существует, поэтому проблемное обучение составляет неотъемлемой элемент современного учебного процесса.
3.5. Особенности создания проблемных ситуаций на уроках географии в разделе «Население России» в курсе экономической и социальной географии России
3.5.1. Постановка проблемы и решение проблемной ситуации по теме «Численность и размещение населения России»
Использование на уроках активных форм обучения, в частности, элементы проблемного обучения дает хорошие результаты. В школах преобладающие типы уроков – уроки изучения нового материала. Следовательно передача знаний и умений учащимся опирается на объяснительно-иллюстративный метод обучения. На этапе сообщения новых знаний, рассказывая, объясняя, показывая, можно добиться осознанного восприятия и запоминания учебного материала учащимися, но здесь не остается места для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При таком информационном изложении не вскрывается противоречивый характер новых явлений и не активизируется мыслительная деятельность ученика. Поэтому разумно на уроках географии вместо информационного изложения использовать элементы проблемного обучения. Проблемные ситуации побуждают учащихся на отдельных этапах учения к определенному уровню самостоятельной познавательной деятельности. Проблемные ситуации легко создавать в ходе сообщения новых знаний, но при этом необходимо учитывать уровень подготовленности и развития учащихся.
Для решения проблемы учащихся пользуются такими приемами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным примерам, установление комплекса причинно-следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приемами ведет к формированию умения решения следующей проблемы: учащимся предлагается рассмотреть карту «Плотность населения России» и установить, почему размещение населения на территории России неравномерное. Данный вопрос вызывать у учащихся затруднение, для пути преодоления которого требуется поиск новых знаний, новых способов действия. С помощью проблемной ситуации побуждается мышление учащихся и возникает интерес к обучению, так как учащиеся начинают мыслить самостоятельно и творчески.
На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. В данном случае они знают, что европейская часть России наиболее густо заселено, а азиатская – наоборот.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. – М.: Просвещение, 1996. – 319 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998. – 317 с.
3. Вилькеев Д.В. Педагогическая психология. – Казань, 2001. – 261 с.
4. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. Физическая география. – Казань: Магариф, учебник для 6 класса, 1993. – 197 с.
5. География России. / Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, учебник для 8-9 классов средней школы, 1993. – 223 с.
6. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. – М., 1996. – 191 с.
7. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1994. – 241 с.
8. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250 с.
9. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. – М.: Просвещение, учебник для 7 класса средней школы, 1993. – 285 с.
10. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1990. – 190 с.
11. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974. – 250 с.
12. Максаковский В.п. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, учебник для 10 класса средней школы, 1993. – 286 с.
13. Махумтов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 239 с.
14. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань, 1972. – 210 с.
15. Мочалова Н.И., Мочалова О.Б. Технологический подход в обучении школьников. – Казань, 1997.
16. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Сто экзаменационных ответов по педагогике. – Ростов-на-Дону: Март, 2000. – 254 с.
17. Селевок Ф.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с.
18. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М.: Педагогика, 1971. – 215 с.
19. Методика обучения географии в школе. / Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. – 318 с.
20. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 638 с.
21. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Т. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 352 с.