Введение
Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на экономику многих стран и целых регионов. Являясь одной из крупнейших доходных и наиболее динамичных отраслей и уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм, по данным Всемирной туристской организации, обеспечивает до 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты.
Последние два десятилетия развитие международного туризма характеризовалось опережающими темпами роста по сравнению с мировым экспортом товаров и услуг. Доля туристских услуг в мировом экспорте неуклонно возрастала, достигнув к настоящему моменту около 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% торговли услугами в мире.
В соответствии с материалами доклада Комитета по статистике Всемирной туристской организации «Туризм - панорама 2020 года» к 2020 г. число международных туристских поездок возрастет до 1,6 млрд., а доходы от туризма достигнут уровня 2 трлн. долл. в год. Ожидается, что ежегодный прирост мирового туризма будет устойчивым и составит не менее 3 - 5%.
В последнее десятилетие на рынок мирового туризма активно вышла Россия. В стране приняты Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об использовании государственной собственности в сфере туризма», Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и ряд других документов. В результате ежегодно в бюджеты разных уровней поступает более б млрд. руб. за счет налоговых поступлений, полученных от туристской деятельности.
Однако по сравнению с развитыми странами значимость туризма для национальной экономики России пока не столь велика. Предприятия индустрии туризма вынуждены сами искать пути развития в условиях динамичной внешней среды, гибко реагировать на изменения для обеспечения своей конкурентоспособности и эффективности развития. За последние годы функционирования отечественной индустрии туризма в рыночных условиях предприятиями отрасли накоплен определенный опыт организации гостиничного и туристского бизнеса.
Глава 4. Экономическая часть. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
4.1 Расчет финансового результата от реализации мероприятий
Перед тем, как ввести дополнительные скидки на предоставление мест проживания, необходимо сделать предварительные расчеты и хотя бы приблизительно оценить финансовые результаты от реализации новых мероприятий.
1. Рассмотрим вариант, когда гостиница «Турист» будет предоставлять скидки молодоженам:
Молодоженам скидка может быть предоставлена в размере 15% при условии поселения ими в гостиницу «Турист» в течении 1 месяца после заключения зарегистрированного брака.
Предположим, что указанный вид скидки привлечет потенциально в гостиницу «Турист» 10 пар, заключивших брак. Вероятнее всего, после свадьбы, отправившись в небольшое путешествие, молодожены располагают денежными средствами и поселяться в номер высшей категории. Допустим, что пара поселится в двухместный люкс на 10 дней.
В этом случае : стоимость проживания составит:
2 чел х 1350 руб х 10 ночей = 27 000 руб
Скидка для этой категории гостей составляет 15% , следовательно,
Стоимость проживания для молодоженов составит:
27000 – 15% = 22 950 руб , ( скидка составляет – 4050 руб)
Но при этом, учитывая, что молодожены - люди молодые и. следовательно. активные, они вероятнее всего будут пользоваться другими услугами отеля: посетят тренажерный зал, неоднократно посетят ресторан, бар, женщина воспользуется услугами солярия и парикмахерской, наверняка они посетят сауну, а мужчина захочет поиграть на бильярде. Воспользовавшись дополнительными услугами гости, прожив 10 дней в гостинице затратят на них не менее 10 000 рублей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анализ конкурентоспособности гостиниц г. Волгограда и г. Волжского. Под ред. Н.А. Букалевой. 2001 г.
2. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. //Экономист. 2002. № 4. С. 28-31.
3. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 1997. – 368 с.
4. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство: проблемы, перспективы, сертификация. - К.:ВИРА-Р, 2001.
5. Битере Д., Випперман К. Как продать свои услуги. — СПб., 2002.
6. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. /Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2001.
7. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. –К.: Ника-Центр, 1999.- 512с. – (серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып. 3)
8. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 221.
9. Веселов В.К. Маркетинговые акции гостиниц.Журнал «Турбизнес» март 2004 г
10. Дурович А.Л. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. – 2-е изд. перераб и доп.. – М.: Новое знание, 2001. – 496 с.
11. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е издание, перраб. и доп. – М.: Издательство “Бухгалтерский учёт”, 2002. –528с. (Библиотека журнала “Бухгалтерский учёт”)
12. Исмаев Д. К. Маркетинг гостиничных услуг в России: Учебное пособие. Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству. М., 1999.
13. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. – 1995. - № 11. – с. 108-111.
14. Инвестиционный проект реконструкции и технического перевооружения гостиницы «Волгоград». Оценочная фирма ОАО Спектр январь - май 2002 г.
15. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2001. – 224 с.
16. Материалы газет: "Волгоградская правда". 2002. 19, 24 апреля, 25, 26 мая, 7, 19 июня; "Городские вести". 12, 19 мая; "Вечерний Волгоград". 13 апреля.
17. Остапенко В., Подъяблонская Л., Мешков В. Финансовое состояние предприятий: оценка пути улучшения /Экономист/ 2002, № 7, с.37-42.
18. Паркинсон С. Н. Как преуспеть в бизнесе. - Тула, 1992.
19. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003. – 496 с.
20. Сметы доходов и расходов гостиницы «Турист»
21. В.И. Сергеев Ценовая политика – стратегия успеха. Журнал «Турбизнес», октябрь 2004 г
22. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. Чудновского А.Д. М.: ЮРКНИГА, 2003. С. 140.
23. Уокер. Дж. Р. Введение в гостеприимство: М.: ЮНИТИ, 2002.
24. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 1998
25. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. Т1,3. - М.: 2002
26. Фатхутдинов Р.А. Кокурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
27. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско-книготорговый ценр “Маркетинг”, 2002. – 892 с
28. Ходорков Л. Ф. Мировое гостиничное хозяйство. - М.: 2001
29. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. М., 2002 г.
30. Экономика переходного периода: Учебное пособие. /Под ред. Радаева В.В., А.В. Бузгалина, – М.: Из – во МГУ, 2002.
31. Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. – 1997. №2 – с. 43-44
32. www.all-hotels.ru- Все гостиницы регионов.