В последние годы отечественная наука внесла весомый вклад в разработку теоретических основ информатизации, положив тем самым начало рождению информациологии – науки, являющейся результатом анализа и синтеза научных направлений исследования явлений, процессов на единой информационной основе. Впервые доказано, что информация является не только предметом тщательного изучения, потребления наряду с энергией, массой, пространством и временем, вместе взятыми, но и становится самой актуальной и дефицитной в настоящее время во всех сферах человеческой жизни. Выпускники вузов XXI в. должны быть подготовлены теоретически и профессионально к новым условиям работы в постиндустриальном обществе.
Информатизация в области управления экономическими процессами предполагает, прежде всего, повышение производительности труда работников за счет снижения соотношения стоимость/производство, а также повышения квалификации и профессиональной грамотности занятых управленческой деятельностью специалистов.
Сфера применения новых информационных технологий на базе ЭВМ и развитых средств коммуникаций очень обширна в экономике, включает различные аспекты, начиная от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации, включая спутниковую связь, позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, их трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время в полном объеме всю необходимую информацию для реализации своих профессиональных, образовательных, культурных и даже бытовых интересов. Информационные процессы как активные силы взаимосвязи внутри и между экономическими объектами хозяйствования строятся на использовании разнообразных технологических решений и дают возможность отнести информацию к разряду наиболее важных, ценных и дорогостоящих ресурсов, экономящих трудовые, материальные и финансовые средства.
Расширение потребительских (функциональных) свойств АБС связано с отечественными особенностями развития банковского дела. Если возрастающие запросы банков на те или иные виды услуг носят массовый характер, то на рынке АБС появляются новые банковские приложения, новые классы банковских технологий.
Автоматизированная банковская система (базовый комплекс) позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Основные функциональные модули системы реализуют:
- расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;
- обслуживание счетов банков-корреспондентов;
- кредитные, депозитные, валютные операции;
- любые виды вкладов частных лиц и операции по ним;
- фондовые операции;
- расчеты с помощью пластиковых карт;
- бухгалтерские функции;
- анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др.
АБС последнего (четвертого) поколения основаны на сетевой технологии в архитектуре «клиент-сервер», опираются на единые принципы построения и функционирования. Слабой стороной многих отечественных систем является недостаточная поддержка специфики банковского дела и его моделирования, недостаточное отражение предметной области. В последнее время стало уделяться больше внимания вопросам финансового анализа и целям управления бизнесом. Отсутствуют пока системы, позволяющие контролировать финансовые риски, управлять ресурсами, анализировать прибыльность операций, например, доходность банковской услуги (продукта), доходность клиента, доходность подразделения. Развитие банковского бизнеса приводит к необходимости использовать подобные инструменты в повседневной деятельности.
34. Панова Т.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика, 1996.
35. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – М.: Финансы и статистика, 1991.
36. Половнев М.М., Якимов А.М. Системы автоматизированной обработки учетной информации. - М.: Финансы и статистика, 1994.
37. Попов Э.В. и др. Статистические и динамические экспертные системы. - М.: Финансы и статистика, 1996.
38. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.: Мир, 1996.
39. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Компьютеризация аудиторской деятельности. – М.: ЮНИТИ, 1996.
40. Романов А.Н., Лукасевич И.Я., Титоренко Г.А. Компьютеризация финансово-экономического анализа коммерческой деятельности предприятий, корпораций, фирм. М.: Интер-пракс, 1994.
41. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. – М.: ЮНИТИ, 1997.
42. Севрук М.Л. Система маркетинга (социально-экономический анализ, компьютеризация). – М.: Изд-во МГУ, 1992.
43. Системы управления базами данных и знаний /Под ред. А.Н. Наумова. – М.: Финансы и статистика, 1991.
44. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки. – М.: ИПЦ «ВАЗАР-ФЕРРО», 1995.
45. Финансовый менеджмент /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 1997.
46. Финансово-экономический словарь. /Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 1995.
47. Юзвишин И.М. Информациология, или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. – М., 1996.
48. Экономическая информатика и вычислительная техника/Под ред. В.П. Косарева, А.Ю. Королева. – М.: Финансы и статистика, 1996.