Банковская система играет важную роль в экономике любой страны. От эффективности банковской системы зависит успех построения устойчивой экономики. Во многом банки являются проводниками на пути становления эффективных методов хозяйствования. К настоящему времени сформировалась отечественная банковская система, имеющая уже более чем 10-летний опыт рыночных отношений. Но и она не лишена внутренних проблем и противоречий.
Несбалансированность экономики отражается как на функционировании всей банковской системы, так и на деятельности каждого из коммерческих банков.
Сегодня российский рынок банковских услуг характеризуется возросшей конкуренцией. Коммерческие банки стремятся переманить друг у друга клиентов приносящих наибольшую прибыль. В такой ситуации необходимо перестраивать технологии обслуживания клиентов. Необходимо помнить, что коммерческие банки и обслуживаемые ими клиенты представляют интересы большей части субъектов хозяйствования России.
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации создан в форме открытого акционерного общества. Уч¬редителем Сбербанка России является Центральный банк Рос¬сийской Федерации.
По своей организационной структуре Сбербанк России пред¬ставляет собой многоуровневую систему, которая не име¬ет аналогов среди других акционерных банков. Она включает в себя территориальные банки, а также
Внутрибанковские правила оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом Сбербанка и содержат:
1) порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов межфилиальных расчетов;
2) процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе межфилиальных расчетов кредитной организации (системе технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающих возможность проведения расчетных операций между подразделениями Сбербанка) при осуществлении расчетов (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);
3) описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам межфилиальных расчетов, а также последовательность прохождения документов между подразделениями Сбербанка;
4) порядок экспедирования расчетных документов;
5) порядок установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями Сбербанка;
6) порядок проведения расчетных операций подразделениями Сбербанка при перераспределении денежных средств;
7) порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями Сбербанка по счетам межфилиальных расчетов и по перераспределению денежных средств;
8) порядок действий подразделений Сбербанка при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;
9) другие вопросы, регулирующие проведение расчетов внутри Сбербанка.
Каждое подразделение Сбербанка имеет в расчетной системе Сбербанка уникальный номер, содержащий не более четырех знаков, для идентификации его как участника расчетов, который указывается в лицевом счете по межфилиальным расчетам, открываемом подразделению Сбербанка.
При отсутствии корреспондентского субсчета в Банке России и корреспондентских счетов в других кредитных организациях филиал проводит все расчетные операции через счета межфилиальных расчетов, открытые в подразделениях Сбербанка, имеющих корреспондентские счета (субсчета) в Банке России. Кроме того, филиал может открывать счета межфилиальных расчетов в других филиалах Сбербанка, если это предусмотрено Правилами построения и функционирования расчетной системы Сбербанка.
При недостаточности денежных средств на счетах подразделения Сбербанка, через которое осуществляются платежи филиала, имеющего только счета межфилиальных расчетов, расчетные документы филиала помещаются в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету (субсчету) Сбербанка (филиала) открытому (ых) в подразделении расчетной сети Банка России.
29. Козлова Е. П., Галанина Е. Н. Банк и клиент - юридические лица. - М.:
Финансы и статистика, 1998.
30. Коробов Ю. И. Банковский маркетинг. - Саратов, 1997.
31. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб, 1999.
32. Кукушкин И., Титов Ю. Информационное обеспечение работыруководителя //Банковские технологии, 2001, №4.
33. Левиков A. CRM: средство повышения лояльности клиента //Банковские
технологии, 2001, №7-8.
34. Линтон И. Маркетинг по базам данных /Пер. с англ. - М.: Амалфея, 1998.
35. Масленченков Ю. С., Тавасиев А. М. Банк - партнер предприятия:
расчетно-платежные операции и хеджирование. - М.: ЮНИТИ, 2000.
36. Масленченков Ю. С. Технология и организация работы банка: теория и
практика: -М.: ДеКА, 1998.
37. Михайлов А. Проектирование маркетинговой информационной системы
//Маркетинг, 2003, №2.
38. Молчанов А. В. Коммерческий банк в современной России: теория и
практика. - М.: Финансы и статистика, 1996.
39. Москвин В. А. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации
для предприятий и коммерческих банков. - М.: Финансы и статистика, 2001.
40. Москвин В. А. Предприятие и коммерческий банк. Основы эффективного
взаимодействия. - Пермь, 1998.
41. Мюррей Р. Нейл Р. Как завоевать клиента. - М.: Питер-пресс, 1996.
42. Петровский В. И. Информационные технологии в маркетинге. Краснодар, 2000.
43. Попов Е. Актуальные проблемы маркетинга //Маркетинг, 2002, №1.
44. Саакянц А. Ю. Социально-экономическая оценка клиента банка
//Финансы, 2003, №3.
45. Сапрыкин И. В. Маркетинговая стратегия планирования корпоративных
клиентов коммерческого банка. - М.: Гелла- принт, 1999.
46. Сапрыкин И. В. Решение проблем обслуживания клиентов в банке:
практические рекомендации //Бюллетень финансовой информации, 2002, №6.
47. Севрук В. Т. Банковский маркетинг. - М.: ДЕЛО, 1994.
48. Сидоров А. А. Байнев В. Ф. Информация как экономическая категория//ЭКО, 2002, №8.
49. Стрельченко Ю. А. Обеспечение информационной безопасности банков. -
М.: ИПКИР, 1994.
50. Тарасов В. Развитие банковских технологий в интересах клиента
//Банковское дело в Москве, 2003, №2.
51. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции.- М.,2000.
52. Финансовый менеджмент /Под ред. Самсонова Н. Ф. - М.: ЮНИТИ, 1999.
53. Шкаровский С. И. Изучение клиентуры как этап маркетингового анализа
банковского филиала //Маркетинг в России и за рубежом, 2002, №3.