С развитием рыночных отношений расширяется сфера ком¬мерческой активности, охватывая обмен продуктами не только материального производства, но и интеллектуальной деятель¬ности. Более того, коммерция активно влияет на развитие про¬цессов производства и потребления. Коммерческие структуры изучают тенденции рыночного спроса и ориентируют произво¬дителей на разработку и производство наиболее перспективных для сбыта товаров, а также нередко участвуют в финансирова¬нии их производства. С другой стороны, коммерсанты активно воздействуют и на потребителей, создавая условия для роста спроса на современные виды товаров. Закупкой исходных мате¬риалов и сбытом готовой продукции занимаются как сами про¬изводители, так и созданные ими или полностью независимые от них посреднические, оптовые и розничные фирмы. Коммер¬ческие структуры создают условия для сотрудничества заказчи¬ков и подрядчиков при сооружении гражданских и промышлен¬ных объектов, содействуя повышению эффективности строитель¬ства и росту экономики в целом.
Специализированные коммерческие фирмы организуют и оп¬тимизируют отношения при аренде и лизинге имущества, являю¬щихся одними из наиболее эффективных способов инвестирова¬ния средств в развитие экономики. Практически невозможно найти области предпринимательской деятельности, в которой коммерческие структуры не играли бы важнейшей роли.
Чтобы обеспечить процесс продажи и приобретения товаров, торговые организации ведут исследования рынков, рекламу, вступают в до¬говорные отношения с посредниками, банками, контролирующи¬ми организациями, защищают свои интересы в судах и арбитра¬жах и т.д. Весь этот комплекс операций торговых организаций - производителей товаров и услуг или независимых торговых орга¬низаций называется коммерческой деятельностью.
Выполнение функций управления коммерческой деятельностью всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесса управления коммерческой организацией». Под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.
Грамотная организация коммерческой деятельности позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.
Поэтому управление коммерческой организацией являются на сегодняшний день первостепенным и актуальным.
Все сказанное выше имеет свое практическое применение в анализе управления конкретным хозяйствующим субъектом.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы - комплексное исследование управления коммерческой деятельностью фирмы и разработка предложений по его совершенствованию в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы организации управления коммерческой деятельность фирмы;
В результате анализа движения трудовых ресурсов было следующее.
В 2003 году коэффициент оборота по приему возрос примерно в 2,5 раза, а в 2004 году снизился почти до уровня 2002 года, составив 0,1042. Коэффициент оборота по выбытию в 2003 году увеличился в 1,5 раза (или на 0,1458), а в 2004 году – на 0,0376, что составляет 32,71% прироста. Темпы роста коэффициента текучести за анализируемый период заметно снизились (с 152,01% до 94,79%). Все это говорит об уменьшении темпов текучести кадров на ООО «Кубань-Айва», а, следовательно, и об улучшении ситуации в целом.
И в заключении определим характер развития предприятия с точки зрения использования трудовых ресурсов.
Определим влияние изменения эффективности использования трудовых ресурсов на объем выручки от реализации.
ΔВΔПТ = Чотч. * ΔПТ, (8)
ΔВΔЧ = ПТбаз. * ΔЧ, (9)
ΔВ = ΔВΔПТ + ΔВΔЧ. (10)
Сначала в качестве базового года примем 2002 год, в качестве отчетного – 2003 год.
ΔВΔПТ = 49 * (2031 / 49 - 949 / 42) = 923,8 тыс. руб.
ΔВΔЧ = 949 / 42 * (49 - 42) = 158,12 тыс. руб.
ΔВ = 923,8+ 158,2 = 1082 тыс. руб.
Таким образом, поскольку доля влияния качественного фактора (производительности труда) больше доли влияния количественного фактора (численности работников), характер развития предприятия за период 2002-2003 гг. смешанный с преобладанием интенсивного.
Теперь в качестве базового года примем 2003 год, в качестве отчетного – 2004 год. Тогда величина влияния каждого из факторов будет равна:
ΔВΔПТ = 47 * (2316 / 47 - 2031 / 49) = 367,8тыс. руб.
ΔВΔЧ = 2031 / 49 * (47 - 49) = - 82,8тыс. руб.
ΔВ = 367,8 - 82,8 = 285 тыс. руб.
Таким образом, поскольку влияние качественного фактора (производительности труда) – положительное число, а влияние количественного фактора (численности работников) – отрицательное число, характер развития предприятия за период 2003-2004 гг. интенсивный.
Следовательно, в динамике прослеживается улучшение использования трудовых ресурсов.
15. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М. 1999.
16. Демин К. Закат метода «на авось»?: (Маркетинг в торговле). // Риск.- 1999.- 2-3.- С. 34-37.
17. Демин К. Маркетинг в розничной торговле. // Конъюнктура товарных рынков. - 1999.- 2-3.- С. 59-73.
18. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. M.: Издательство «Дело и сервис», 1998.
19. Зверев В. Особенности современного российского рынка. // Эко. -1998.- 8.- С. 3-21.
20. Зимина Н. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000.- 2.- С. 75-80.
21. Карлин Т.Р. Анализа финансовых отчетов: учебник M. : ИНФРА - M, 1998.
22. Ковалев В.В., Патров В.B. Как читать баланс. - M.: Финансы и статистка, 1998.
23. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. ИНФРА - M, 1998.
24. Конкурентоспособность малых предприятий торговли. // Малое предприятие. - 1998.- 9.- С. 13.
25. Лаптев А. Маркетинговые задачи торговых предприятий. // Рос. эконом. журнал. - 1997.- 4.
26. Мескон М. Х.,. Альберт М. Основы менеджмента. / - М.: «Дело», 1996.
27. Одесс В. Рыночная инфраструктура: (Цель функционирования, элементные базы, индикаторы развития.) // Риск. - 1997.- 3-4.- С, 120-123.
28. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
29. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
30. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996.
31. Парамонова Т. Планирование магазина как важнейший элемент мерчендайзинга: (Процесс торговли). // Практический маркетинг. 2000 . - 4.- С. 1-7.
32. Потрубач Н.Н., Формирование и развитие механизма управления производством в условиях перехода к рынку - Сарат. Ун-т: 1993.
33. Правила торговли. М. Инфра-М. 1999.
34. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М. 1999.
35. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. С франц. под ред. Л.П. Белых. - M.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
36. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юрист, 1998.
37. Скляров С. Охотный ряд: вековые традиции торговли. // Эксперт.-1997.- 23.- С. 24.
38. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс. - M.: СИРИН, 1998.
39. Торговля в России: состояние, тенденции и перспективы развития. // Экономика и жизнь. - 1999.- 21.- С. 1.
40. Финансы предприятий: Учебник / Н.В, Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.: Под ред.проф. Н.В, Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
41. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
42. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия. - M.: ЮНИГЛОБ совместно с ИПО «МП», 1992.
43. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга руководителя, главбуха, юриста. М. 1999.