Таким образом, новая идеология управления кадрами во многом базируется на мотивации работника. Отношение работника к труду формируется под влиянием устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, содержания труда. Отсюда основными факторами мотивации к труду являются:
признание в труде;
достижения в труде;
содержание труда;
ответственность и самостоятельность;
возможность профессионального продвижения;
возможность развития личности работника.
Новые подходы к управлению кадрами ориентируются не только на решение текущих вопросов, оперативные изменения в расстановке кадров, но и на формирование мотивации работников, основанной на долговременных производственно-хозяйственных отношениях, на планировании повышения качества трудовой жизни работника и коллектива в целом как одной из главных задач повышения конкурентоспособности предприятия и как возможности своего развития.
Эффективное управление персоналом позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.
Изучению управления персоналом в рыночных условиях посвящена данная дипломная работа.
Все сказанное выше имеет свое практическое применение в анализе управления персоналом хозяйствующего субъекта.
Цель настоящей дипломной работы - комплексное исследование управления персоналом фирмы и разработка предложений по его совершенствованию в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы организации управления персоналом предприятия;
проанализирована практика управления персоналом в ОАО «Ресурс»;
разработаны предложения по совершенствованию управления персоналом предприятия.
Объектом исследования служит система управления персоналом деятельностью открытого акционерного общества «Ресурс».
При проведении исследования использовались отчетные материалы ОАО «Ресурс» за 1999-2001гг.
При найме на работу устанавливаются трудовые отношения между собственником рабочей силы и ее покупателем. Однако наем – это не просто процедура зачисления. Изданию приказа предшествует большая робота по отбору наиболее подходящего претендента из желающих занять данное рабочее место, причем функцию отбора берет на себя работодатель как покупатель рабочей силы.
При приеме на работу на ОАО «Ресурс» каждый кандидат заполняет анкету (Приложение 1). Администрация внимательно изучает их и, обсудив все возможные кандидатуры, принимает решение.
Далее с работником заключается трудовой договор, положения которого регламентируются порядок дальнейших взаимоотношений работника и администрации (Приложение 2).
Одновременно составляется приказ о приеме на работу, где оговаривается должность, размер установленной заработной платы и испытательный срок (Приложение 3).
В своей дальнейшей трудовой деятельности работник должен руководствоваться правилами внутреннего трудового распорядка, своими должностными инструкциями, положениями об отделе.
3.3. Анализ действующей системы оплаты труда
Организация заработной платы в коллективе осуществляется с целью:
стимулирования решения поставленных перед коллективом задач;
повышения качества работы и эффективности труда работающих;
содействия повышению квалификации, росту творческой активности и развитию способностей работников;
обеспечения роста удовлетворенности трудом, его условиями и результатами;
обеспечения принципа оплаты труда в зависимости от его количества и качества с учетом его условий и результатов.
На предприятиях и в организациях применяют две формы зара¬ботной платы: повременную и сдельную.
Повременной называется форма заработной платы, при которой заработок работнику начис¬ляется по тарифной ставке, соответствующей присвоенному ему тарифному разряду или установленному окладу с учетом фактичес¬ки отработанного рабочего времени.
Сдельной называется форма за¬работной платы, при которой труд работника оплачивается по ус¬тановленным сдельным расценкам за количество фактически изго¬товленной продукции (выполненной работы).
На ОАО «Ресурс» с 1999 по 2000 применилась повременно-премиальная система оплаты труда, что закреплено в коллективном договоре.
Суть повременно-премиальной системы в том, что простая повременная система дополняется премиями за выполнение определен¬ных количественных и качественных показателей работы, которые устанавливаются заранее.
Повременную форму заработной платы целесообразно приме¬нять, когда рабочий не может напрямую влиять на увеличение вы¬пуска продукции (конвейер, аппаратурное производство); отсутст¬вуют количественные показатели выработки продукции; организо¬ван строгий контроль и учет, реально отработанного времени; квалификация рабочих соответствует разряду выполняемых работ.
1. Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации». Российская газета. 2.01.2002.
2. Автоматизированные рабочие места в системе управления.–Л.: Машиностроение, 1989.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.
4. Архипова Н. Автоматизированная система управления персоналом предприятия: ГП «Газавтоматика» // Кадры.– 1993. – № 2. – С. 32-35.
5. АСУ–Труд: Учебное пособие для вузов.–М. Экономика, 1991.
6. Балабанов И. Финансовый менеджмент. М., Финансы и статистика, 1994
7. Веснин В. Менеджмент для всех. М., 1994.
8. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Учебник для вузов. М., 1994
9. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. –СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
10. Герчикова И. Менеджмент. М., 1994.
11. Грачев М. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. – М.: Дело, 1993.
12. Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательство. М., 1994
13. Друкер П. Труд и управление в современном мире. 1993
14. Зайцев Г. Работа с персоналом в современных условиях хозяйствования: Методические рекомендации. СПб., 1991
15. Исаенко А. Новое в теории и практике управления персоналом. 1993
16. Йеннекенс Ж. Менеджмент в условях рыночной экономики. Теория и практика //Пер. с нидерланд. Мн: 1992
17. Кабаков В., Пороховник Ю., Зубов И. Менеджмент: проблемы, программа, решение. Л., 1990
18. Как управлять персоналом в условиях рынка // Человек и труд. -1994.–№3.–С.62.
19. Каменский А. Россия и международный рынок рабочей силы // Экономика и жизнь. – 1993. – № 36. – С. 12.
20. Карлов Б. Деловая стратегия. М., 1991.
21. Карташова Л. Управление персоналом: Нужны квалифицированные специалисты // Человек и труд. – 1994. № 6. – С. 87.
22. Кибанов А., Захаров Д. Формирование системы управления персоналом на предприятии. М., 1993.
23. Кокорев В. Краткий курс по менеджменту. Барнаул, 1995
24. Коротков Э. Концепция менеджмента. М., 1996
25. Кохно П. и др. Менеджмент. М., 1993
26. Ладанов И. Практический менеджмент. Ч.3 М., 1992
27. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. (Пер. с нем., под ред. С.Николаевой.). М., 1993
28. Маккей Х. Как подобрать кадры, которые бы "решали все". // Экономика и организация промышленного производства, 1993, N7
29. Марр Р., Флиастер А. Словарь // Человек и труд. –1994. – № 1.
30. Мескон М.Х., Альберт А., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993.
31. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: Классические концепции и новые подходы. – Казань, 1994.
32. Монден Я. "Тойота". Методы эффективного управлении (Сокр. пер. с англ.) М., 1989
33. Морита А. Сделано в Японии (Пер. с англ.), М., 1990
34. Наговицин А. Множественность организационных структур управления // Вопросы экономики. 1992
35. Оучи У. Методы организации производства: Японский и американский подходы. // Сокр. пер. с англ. М., 1984
36. Пиленцо Л. Рональд Управление человеческими ресурсами и эффективность компании. //Человек и труд, 1993, N 2
37. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М., 1986
38. Планирование социального развития коллектива производ¬ственного объединения: Методические рекомендации / Под ред. Д.А.Каримова, Ж.Т.Тощенко и др. – М.: Профиздат, 1987.
39. Платонов О.А. Основные понятия и критерии концепции качества трудовой жизни // Труд за рубежом. – 1990. – № 3.
40. Прокопенко И. Управление и развитие человеческих ресурсов – важная задача экономик, переходящих к рынку // Человек и труд. – 1993. –№12.
41. Санталайнен Т., Воутилейнен Э., Порейне П., Ниссинен И. X. Управление по результатам. – М.: Прогресс Универс, 1993.
42. Силин А. Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту. Тюмень, 1994.
43. Современный менеджмент: принципы и правила. М., Н.Новгород, 1992
44. Спрос на труд // Российский экономический журнал. – 1995. – № 3. – С. 89.
45. Страхова О.А. Организационное развитие как элемент управления предприятием // Всероссийская межвузовская конференция «Управление персоналом и занятость». 27-29 сентября 1994 г. – СПб., 1995.
46. Тейлор Ф. Менеджмент. М., 1992
47. Тохарская Н. М., Солодоеа Н. Г. Стратегия фирмы в области управления человеческими ресурсами: Зарубежный опыт. – Иркутск, 1994.
48. Травин В., Дятлов В. Основы кадрового менеджмента. М., 1995
49. Щекин Г. Профессия - менеджер по кадрам //Человек и труд. 1993. N9
50. Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 1991