Введение
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повы¬шается значимость и актуальность финансового планирования. От граммотной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие коммерческой организа¬ции. Бизнес не может процветать без разработанных финансовых планов (бюджетов) и без контроля за их выполнением. В развитых странах планирование выступает одним из важнейших инструмен¬тов регулирования хозяйства.
Российские коммерческие организации имеют большой опыт прогнозной и плановой работы, разработки различных техни¬ко-экономических обоснований, оценок экономической эффектив¬ности проектов, который не следует игнорировать. Однако исполь¬зование в современных условиях теорий, утративших экономиче¬скую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий. Очевидно, что изменения ус¬ловий хозяйствования обусловливают необходимость формирова¬ния системы планирования на основе синтеза российской практи¬ки и достижений мировой экономической мысли. При этом особое внимание следует уделить организационному и методологическому аспектам финансового планирования.
К сожалению, в настоящее время в большинстве коммерческих организаций отсутствует финансовое планирование, а принимае¬мые руководством решения по организации финансово-хозяйствен¬ной деятельности не обосновываются соответствующими расчетами и носят интуитивный характер. В известной степени внимание к составлению финансовых планов на предприятиях нашей страны было ослаблено из-за подавляющего влияния внешних сил и об¬стоятельств: высокой инфляции, финансового кризиса, частых из¬менений и корректировок нормативно-правовой базы организаций, разрыва хозяйственных связей и прочего.
Во многих коммерческих организациях плановая работа осуще¬ствляется только на короткий промежуток времени (3 месяца) и сводится к определению более или менее точного размера аван¬совых взносов налоговых платежей. Однако слишком короткий горизонт планирования со временем превращается в барьер развития бизнеса и ведет к акцентированию на текущих проблемах. Поэтому еще большее значение следует придавать стратегическому и пер¬спективному планированию. В этой связи является позитивной эволюция поведения российского бизнеса — завершилась волна пе¬редела собственности и контроля, компании реализуют новые стра¬тегии развития, ориентированные не на месяц или квартал, а на годы.
3 Направления совершенствования финансового планирования на предприятии
3.1 Краткосрочное финансовое планирование
Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение финансирования деятельности компании и эффективное использование временно свободных денежных средств.
Для обеспечения непрерывного развития предприятию требуется капитал, то есть деньги, вложенные в здания, машины и оборудование, в покупку и хранение запасов, счета дебиторов и другие активы. Как правило, все эти активы не приобретаются сразу, а создаются постепенно в течение некоторого периода времени. Назовем общие расходы компании, необходимые для финансирования дополнительных активов, потребностью компании в капитале.
В большинстве компаний накопившаяся потребность в капитале растет не равномерно, а скорее волнообразно. Потребность в капитале имеет отчетливо выраженную положительную зависимость от роста объемов операций компании. Однако возможны и определенные сезонные колебания. Наконец, будут возникать и непредсказуемые заранее ежемесячные или еженедельные колебания (рис.4).
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс РФ часть I от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от 08.07.1999 N 138-ФЗ, от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ).
2. Гражданский кодекс РФ часть II от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. федеральных законов от 12.08.1996 N 110-ФЗ, от 24.10.1997 N 133-ФЗ, от 17.12.1999 N 213-ФЗ).
3. Налоговой кодекс РФ часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001)).
4. Налоговой кодекс РФ часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 30.05.2001 N 71-ФЗ, от 07.08.2001 N 118-ФЗ).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98». Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99». Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н.
7. Приказ Минфина РФ от 06 мая 1999 N 32н (ред. от 30.12.1999) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).
8. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 512 с.
9. Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. - М.: ООО "Нонпарель", 2003. – 176 с.
10. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 248 с.
11. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд., доп. И перераб. – М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.: ил.
12. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. – М.: ИНФРА-М, 2002, - 298 с.
13. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1.- К.: Ника-Центр, 2004.-592 с.
14. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2.- К.: Ника-Центр, 2004.-512 с.
15. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Пособие / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО Финстатинформ», 2005. – 359 с.
16. Веретенникова О.Б., Майданик В.И. Разработка финансовой стратегии предприятия. Методические указания. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2004. – 180 с.