ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современная мировая экономика характеризуется ускоренным ростом производительности труда, в основе которой лежит применение технологических и информационных новаций, способных осуществить создание основ постиндустриального общества. Происходит реструктуризация национальных экономик в международном масштабе в сторону увеличения доли сферы услуг как фактора интенсификации экономической жизни и межхозяйственных связей. В последние десятилетия приоритетное развитие получил сектор деловых услуг по выполнению стратегических и оперативных задач. Этот процесс был вызван общей тенденцией усложнения реализации продукции на рынке на фоне резко выраженной конкуренции. Поскольку структура потребления в современном обществе приобретает всё более индивидуализированный характер, условия субъектов предложения деловых услуг направлены на создание профессионального продукта, требующего высокого интеллектуального уровня исполнения. Универсальным институтом по предложению комплекса деловых услуг являются банки, услуги которых охватывают не только традиционные кредитно-депозитные операции, но и распространяются на удовлетворение потребностей клиентов в консалтинге, инвестировании, лизинге, трасте и др. Банковская услуга сегодня существенно перерастает рамки исключительно финансовой сферы, хотя всегда носит косвенно финансовый характер и направлена на оптимизацию финансовых результатов от хозяйственной деятельности.
В настоящее время Россия находится на таком этапе исторического развития, когда её банковская система ещё не является настоящей системой рыночного типа, а находится в стадии становления, дальнейшего её приспособления к законам рыночного хозяйства.
Степень разработанности проблемы. Вопросами исследования рынка банковских услуг и конкурентоспособности банковского продукта занимались многие учёные в области управления и экономики. Среди работ, посвящённых исследованию понятий банковский продукт , банковская услуга , банковская операция выделяются работы О.И. Лаврушина, Ю.С. Масленченкова, Ю.В. Головина, Н.И. Быковой, В.Д. Марковой, А.Н.Иванова и др. Отдельные прикладные аспекты теории банковского продукта изложены в исследованиях Рон МакНайта, Г.Г. Ахалая, Н.Е. Егоровой, А.М. Смулова, Ким Сан Вон, П.В. Конюховского, К.С. Косован, Ю.Г. Максутова, Д. Соколова и др. При этом методологический инструментарий оценки конкурентоспособности банковского продукта и рентабельности клиентских групп остается за рамками многих исследований.
Теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности весьма широко представлены в работах А.Ю. Юданов, Г.Л.Азоев, М.И. Кныш, Ю.И. Коробов, А.Ш. Хасанова, Н.Б. Куршаковой и др.
Многие специалисты (А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, С. де Куссерг и др.) в этой области науки связывают теорию конкуренции с теорией фирмы и рассматривают стратегии конкуренции в рамках стратегического менеджмента.
Другие исследователи (А.М. Тавасиев, Н.М. Ребельский, Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин и др.) придают особое значение вопросу государственного регулирования конкуренции на рынке. Среди исследователей проблем конкурентных преимуществ и конкурентных стратегий банков С.А. Гурьянов, А.П. Мирецкий, Э.А. Уткин, Н.И. Морозова, Х.У.Деринг, П.Роуз, И. Ансофф, П.Х. Аллен и др. Однако, вопрос конкуренции на рынке финансовых услуг постоянно остаётся открытым и требует дальнейшего изучения и предложениЙ по оптимизации регулирования конкурентного рынка.
Целью нашей работы является исследование конкурентоспособности банковского продукта. Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
- охарактеризовать сущность банковского продукта;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, после рассмотрения проблемы конкурентоспособности банковского продукта мы пришли к следующим выводам.
Банковская услуга представляет собой профессиональный интеллектуальный продукт, созданный на основе маркетинговых исследований потребностей рынка с целью реализации его на рынке и извлечения прибыли. Дифференцировать банки и банковские услуги можно по множеству различных параметров, которые и определяют степень и уровень конкуренции. Например, по операциям – проводит их только банк или ещё какие-нибудь учреждения (так можно выяснить потенциальных конкурентов банка); по клиентам, на обслуживание которых работает банк (юридические или физические лица); по ассортименту предоставляемых услуг, гибкостью процентной и ценовой политики, географическим положением; надёжностью, оснащённостью современными средствами банковских технологий, качеством услуг, нововведениями в ассортимент банковской продукции и многое другое.
Конкурентоспособность банковской услуги – это решающий фактор ее коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке, это многоаспектное понятие, означающее соответствие банковской услуги условиям рынка и требованиям клиента. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик банковской услуги, определяющих ее успех на рынке, то есть преимущество именно этой банковской услуги над другими в условиях широкого предложения конкурирующих банковских услуг-аналогов.
Любая банковская услуга, находящаяся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый клиент покупает ту банковскую услугу, которая максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность клиентов – ту, которая наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ней банковские услуги. Поэтому конкурентоспособность банковской услуги можно определить только сравнивая услуги конкурирующих между собой банков. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого клиента имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.
Конкурентоспособность банковской услуги определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного клиента и обеспечивают удовлетворение его потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Кроме того, банковская услуга с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособной, если значительно повысить ее стоимость за счет придания банковской услуге новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы ее клиентов.
Большое значение для конкурентоспособности и качества банковской услуги имеет стабильность и известность банка, который ее предоставляет. Банковская услуга не будет конкурентоспособна, если банк малоизвестен и не имеет хорошей репутации. Если банк не является стабильным, то качество его услуг снижается, поскольку банковская услуга не может удовлетворить потребность клиента в надежности.
Мы рассмотрели в работе современный рынок банковских услуг России и в зарубежных странах и, исходя лишь из сравнения структуры и объемов розничных банковских операций в России и сходных по экономическому развитию странах пришли к выводу о значительном потенциале роста отечественного рынка.
В последней главе мы уделили внимание совершенствованию повышения
Список литературы.
Монографии и учебная литература
1. Аушев М.Б. Проблемы устойчивости коммерческих банков в конкурентной среде. – М.: Изд. РАГС, 1997. – 112с.
2. Балабанов И.Т., Гончарук О.В. Банки и банковское дело. – СПб.: Питер, 2000. – 253с.
3. Баликов В.З. Общая экономическая теория. - Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 1996.
4. Банки и банковское дело/ Под. ред. И.Т.Балабанова.-М. и др.: ПИТЕР, 2003. -253 с.:
5. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1999.
6. Банковское дело: стратегическое руководство. – М.: Изд. “Консалтбанкир”, 2001
7. Быкова Н.И. Содержание банковских услуг. – СПб., 2000. – 16с.
8. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И.. Банки и банковские операции в России / Под ред. М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 2001
9. Викулин А.Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг. – М.: БЕК, 2001. – 262с.
10. Грицюк Т.В. Банковский менеджмент. – М.: Эслан, 2001. – 167с.
11. Дерих Х.У. Универсальный банк – банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. - М.: Международные отношения, 1999.
12. Егоров Е.В. Маркетинг банковских услуг. – М.: ТЕИС, 1999. – 102с.
13. Ерёмин В.Н. Банковский маркетинг. – Иваново: ИГУ, 2000. – 159с.
14. Зеленов В.И. Банковский менеджмент - Н. Новгород: Нижегородский гос. архит.-строит. ун-т, 2003. -145 с.
15. Иванова С.П. Банковский маркетинг, его значение и специфика. – М.: Изд. МГУЛ, 2000. – 28с.
16. Киреев А. Международная экономика. - М.: Международные отношения, 1998.
17. Масленченков Ю.С. Работа банка с корпоративными клиентами: Учеб. пособие для вузов/ Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -358 с.
18. Нешатаев И.Г. Банковский менеджмент и маркетинг. – Мурманск: МГТУ, 2000. – 164с.
19. Основы банковской деятельности. (Банковское дело)/ Афанасьева Л.П., Богатырев В.И., Журкина Н.Г. и др; Под ред.Тагирбекова К.Р.. -М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2003. -720 с..
20. Пикалкина М.Г. Основы банковского дела: Учеб. пособие для студентов спец. 060800, 060500/ Пикалкина М.Г.. -М., 2003. -179 с..