Введение
В России происходят глубокие экономические преобразования, что не может не сказаться на работе основного субъекта рыночной экономики – предприятия.
С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность хозяйствующих субъектов, а также их экономическая и юридическая ответственность.
Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания организации в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности деятельности является главной целью организации в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Достижение высоких результатов деятельности невозможно без эффективного стратегического управления затратами на производство и реализацию продукции и услуг. При этом, чем мобильнее предприятие, чем динамичнее оно развивается, тем большая потребность у него в учете.
Следовательно, для коммерческих банков, которые в силу специфики своей деятельности, ежедневно сталкиваются с необходимостью учета и управления затратами (планирование расходов по процентным ставкам, сроки кредитования, фондирование ресурсов, планы развития филиальной сети и т.д.), данная проблема стоит достаточно остро.
Интерес к стратегическому управлению затратами. С начала семидесятых годов ведущие научные журналы начали регулярно публиковать статьи по стратегии. Кроме того, в течение этого периода начали издаваться два новых журнала, посвященные вопросам стратегического анализа, Strategic Management Journal и Journal of Business Stretegy. Основные журналы по менеджменту (Harvard Business Review, Sloan Management Review, Business Horizons и California Management Review) в настоящее время регулярно публикуют статьи по стратегии.
Главная цель дипломной работы – разработать и проанализировать стратегию управления затратами в коммерческом банке и разработать предложения по ее совершенствованию.
Стратегическими задачами разработки рекомендаций являлись: обеспечение оптимального уровня издержек, максимизация прибыли, повышение конкурентоспособности исследуемого банка.
2.2. Использование концепции цепочки ценностей
Традиционная система управления издержками часто сосредотачивает внимание, в основном, на процессах происходящих внутри коммерческого банка – ее закупках, функциях, изделиях, потребителях. Другими словами, управленческий учет банка рассматривает стадии добавления ценности, начиная от выплат поставщикам и заканчивая получением оплаты от потребителей.
Ключевым моментом является доведение до максимума разницы (добавленной стоимости) между себестоимостью и реализацией финансовых услуг.
Концепция цепочек ценности коренным образом отличается от концепции добавленной стоимости. С точки зрения SCM концепция добавленной стоимости имеет два больших недостатка: она начинается слишком поздно и оканчивается слишком рано [22; 11]. В самом деле, начало анализа затрат с момента их получения не дает возможности использования в своих интересах связей и условий работы структурных подразделений банка.
Существенное преимущество банк может получить, вмешавшись в работу подразделений (для их же выгоды) и получив для себя определенные преимущества по издержкам.
С другой стороны, коммерческий банк может существенно расширить свои конкурентные преимущества, занявшись послепродажным обслуживанием клиентов. Тем самым могут быть созданы предпосылки для “привязывания” определенных клиентов к банку на долгий срок.
В своем классическом “портеровском” виде цепочка ценностей выглядит следующим образом.
Литература
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Под ред. В.И. Стражева. - Мн.: Высшая школа, 1998.
2. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г.Управление затратами. – М.: изд-во ПРИОР, 1998 –64с.
3. Баканов Н.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1997.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Управление капиталом. - М.: Финансы и статистика, 2004.-384 с.
5. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. М., 1997.
6. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996.-799 с.
7. Ветров А.А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 1996.-120 с.
8. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.
9. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфра-М. – 1998. – 335с.
10. Карпова Т.П. Основы управленческого учета. М.: ИНФРА-М, 2003.
11. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2000. –350с.
12. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика, 1996.-432 с.
13. Кондратова И.Г.Основы управленческого учета – М.: Финансы и статистика, 1998. – 144с.
14. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Уч. Пособ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. – 304с.
15. Ларионов А.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 392 с.
16. Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры / пер. с нем. – М.: ФБК Пресс, 1996. – 260с.
17. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «direct-costing». Теория и практика. М.: Финансы и статистика, 20033.
18. Оганян К.И., Починок А.П. Формирование себестоимости в 1999 году. – М.: Главбух, 1999. –144с.
19. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
20. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.-639 с.
21. Практикум по финансовому менеджменту учебно-деловые ситуации, задачи и решения. / Под ред. Академика АМИР Е.С. Стояновой. М.: Перспектива 1997г.
22. Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. /Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2003.-160 с.