Введение
Критическое состояние современной российской экономики является фак-тором стресса для различных категорий населения. В частности, ситуация на рын-ке труда, характеризующаяся значительным рассогласованием структуры спроса и предложения рабочей силы, может приводить к повышенному психологическому напряжению значительного количества людей. Одним из наиболее сильных ис-точников болезненных переживаний для любого человека является потеря работы.
Объект исследования: безработные граждане России.
Предмет исследования: психология безработного
Цель: вскрыть психологические условия неэффективного поиска работы безработного и определить основные задачи психологического сопровождения эффективного трудоустройства
Задачи:
1.Осужествить теоретический анализ психологии безработного в РФ
2.Провести экспериментальное исследование процессов трудоустройства на
работу
3.Разработать программу психологического сопровождения безработного
при трудоустройстве
Гипотеза:
1.В настоящее время поиск работы безработными осуществляется
недостаточно эффективно по причине не сформированности у них
психологической готовности к успешному трудоустройству
2.Если разработать программу психологического сопровождения
безработных в процессе трудоустройства, включающий в себя этап
диагностики готовности к успешному трудоустройству, мотивации
достижения успеха, этап планирования целенаправленной деятельности по
поиску работы, и этап тренинговой подготовки к взаимодействию с
работодателем, то это позволит обеспечить эффективное трудоустройство
безработного человека.
Активизация позиции безработного
с помощью индивидуальных проектов
личной профессиональной перспективы
К средствам адаптации относятся информационные ресурсы, средства лично-стной и профессиональной диагностики, педагогики, психотерапии.
Адаптация, проводимая службой занятости в рамках активной политики содей-ствия занятости населения, включает в себя психологическое тестирование и дру-гие методы личностной и профессиональной диагностики, индивидуальные собе-седования, лекции, консультации, деловые игры, в частности моделирующие си-туацию найма, различные формы индивидуальной и групповой работы, применяе-мые в педагогической и психотерапевтической практике. Наряду с методами педа-гогики, психологии и психотерапии, существуют методы, специфические для адаптации безработных граждан.
Важнейшее направление работы с безработными гражданами – помощь в составлении ими индивидуальных проектов личной профессиональной перспекти-вы (ЛПП). Одна из функций проектов ЛПП в процессе адаптации состоит в том, что они позволяют структурировать цели. Составление проекта включает осозна-ние мотивов, определение целей и собственно разработку проекта. Необходимыми условиями разработки являются передача консультантом безработному набора способов действия и принятие безработным личной ответственности за решения, определяющие его судьбу. Оба условия должны быть выполнены в процессе адап-тации, так как способность брать на себя ответственность у безработного перед адаптацией, как правило, отсутствует.
Цели и проекты ЛПП позволяют мотивации найти социальное преломление, помогают безработному интегрироваться в профессиональную социальную груп-пу.
Важнейший момент адаптации (связанный, в частности, и с разработкой проекта ЛПП) – осмысление жизненного опыта безработного гражданина. Опыт является одним из источников эволюции мотивации, его осмысление помогает по-нять, почему мотивация изменяется, уменьшается и исчезает. Но с другой сторо-ны, мотивация изменяет восприятие и осмысление опыта. Необходимо иметь в ви-ду, что то или иное видение своей жизни (вплоть до отбора вспоминаемых фактов) может настолько сильно зависеть от преобладающих в данный момент мотивов, что в начале и в конце работы с клиентом приходится иметь дело как бы с разны-ми людьми, прожившими совершенно разную жизнь. Помочь клиенту «раскрыть-ся», увидеть в своем прошлом не только негативное (как бы обусловливающее и оправдывающее нынешнее состояние), но и позитивное, нацеливающее на активную жизненную позицию, – задача психолога, ведущего процесс адаптации. Возрожде-ние самоуважения у клиента – это первый шаг на пути к его успеху, возвращению в активную трудовую жизнь.
Поэтому для клиента необходимо, в первую очередь, освоение способов по-знания себя: научиться не бояться себя и полюбить себя таким, какой есть, нау-читься позитивно воспринимать действительность, находить приемлемый и дос-тойный выход из сложных жизненных ситуаций (все это входит в понятие «снова научиться жить»).
Литература
1. Адамчук В. Экономия и социология труда. М., 1999.
2. Атаманова Р. Не выживать, а жить // Управление персоналом. 2000. № 6.
3. Борисов Ю. Клуб – путь к трудоустройству // Человеческие ресурсы. 2000. № 4. (http://muc.renet.ru/jornal)
4. Брайер К. Безработица и неполная занятость // Социологические исследова-ния. 1993. № 10.
5. Волошина И., Проничев И., Богомолов В., Коломоец Л., Новикова Н. Адапта-ция длительно неработающих граждан // Человеческие ресурсы. 1998. № 2. (http://muc.renet.ru/jornal)
6. Герасимова Т. Причины хронической безработицы // Человеческие ресурсы. 1998. № 2. (http://muc.renet.ru/jornal)
7. Гривина И. Легко ли быть молодым безработным? // Служба кадров. 1999. № 2.
8. Грохольский А. Человек не занятый – путь к деградации // Восточно-Сибирская правда. 1998. 10 сент.
9. Данилов А. Безработным – неослабевающее внимание // Человеческие ресур-сы. 1999. № 3. (http://muc.renet.ru/jornal)
10. Деготь Б. А., Кривошеев В. Т. Предпринимательская деятельность в системе содействия занятости населения. Саратов, 1996.
11. Дружинин В. Варианты жизни. М., 2000.
12. Дудина О., Ратникова М. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию // Социологические исследования. 1997. № 11.
13. Емельянов Ю. Помоги себе сам. Советы всем, кто еще не нашел свое место в жизни. М., 1997.
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
15. Калмыков А. А. Управление человеческими ресурсами и проблема реабилитации // Управление человеческими ресурсами: психологические пробле-мы. М., 1996.
16. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб., 1994.
17. Каренов Р. Безработица: проблемы и пути их решения // Индустриальная Караганда. 2000. 29 янв.
18. Карпухин О. Молодежь России: особенности социализации и самооп-ределения // Социологические исследования. 2000. № 3.
19. Козина И. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий // Социологические исследования. 1997. № 4.
20. Колесникова О., Козлова Л., Заруцкий С. Методическое пособие по проведению релаксационного семинара-тренинга «Антистрессовая группа». Воро-неж, 1999.
21. Ксенофонтова Е. Исследование локализации контроля личности – но-вая версия методики УСК // Психологический журнал. 1999. № 2.
22. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населе-нию / Институт социальной работы. Б. м., [1994].
23. Литвинов А. Диагноз – социофобия // Служба кадров. 2001. № 4.
24. Любимов А. Перемены на рынке труда // Служба кадров. 2001. № 5.
25. Моросанова В. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. № 4.
26. Немов Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
27. Орел В. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпириче-ские исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1.
28. Петров С. Проблемы занятости в современной России // Социологи-ческие исследования. 1995. № 5.
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 828 «О Федеральной целевой программе содействия занятости насе-ления Российской Федерации на 1998–2000 годы» // Сборник нормативных и учебно-методических материалов и документов по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных и незанятого населения. Саратов, 2000.
30. Постановление Саратовской областной думы от 23 июня 1999 года № 29-1054 «О Комплексной программе содействия занятости населения Саратов-ской области на 1999-2000 годы». http://www.saratov.gov.ru.
31. Примерное положение о Клубе ищущих работу. http://psucology. narod.ru.297.html.
32. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. Осипова. М., 1998.
33. Сигарева Е. Безработные в структуре общества // Социологические исследования. 1998. № 7.
34. Сметанин Е. Адаптация населения к современной экономической си-туации // Социологические исследования. 1995. № 9.
35. Соболева И. Политика занятости в России и мировой опыт // Пробле-мы теории и практики управления. 1997. № 1. (http://www.ptpu.ru)
36. Соломин И. Особенности мотивации женщин // Человеческие ресурсы. 1998. № 3. (http://muc.renet.ru/jornal)
37. Социальная работа: Учеб. для вузов. Ростов н/Д, 1999.
38. Технология работы центра занятости. http://psucology.narod.ru.297.html.
39. Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ) / Под ред. Р. Нуреева. М., 2000. Разд. 2. Гл. 12.
40. Уильямс К. О классовом характере безработицы и путях ее сниже-ния // Социологические исследования. 1997. № 5.
41. Федеральный закон от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ «О занятости на-селения в Российской Федерации» // Сборник нормативных и учебно-методических материалов и документов по профессиональному обучению незаня-того населения. Саратов, 1999.
42. Феофанов К. Ценностно-нравственный аспект безработицы в России // Социологические исследования. 1995. № 9.
43. Хасаев Г. Особенности региональной безработицы // Социологические исследования. 1998. № 4.
44. Хомутов В. Опять об адаптации // Человеческие ресурсы. 2000. № 2. (http://muc.renet.ru/jornal)
45. Хомутов В. Хроническая безработица: предпосылки и последствия // Человеческие ресурсы. 1998. № 4. (http://muc.renet.ru/jornal)
46. Шинкаренко Г. Не спешите зачислять в ненужные // Служба кадров. 2001. № 4.
47. Шокина И. Гендерные аспекты хронической безработицы. Саратов, 1999.
48. Шокина И. Хроническая безработица женщин // Человеческие ресур-сы. 1999. № 1–2. (http://muc.renet.ru/jornal)