Введение
Актуальность темы.
Сегодня никто не отрицает, что педагогическая профессия - профессия личностная. Педагог оказывает влияние на личность ребенка, "созидает его личность" прежде всего своей личностью. Таким образом, профессиональное развитие педагога неотделимо от личностного. А значит в решении проблемы непрерывного профессионального развития педагога необходимо участие психологов.
Проблема профессионального развития, несомненно, актуальна для образования в целом. Однако, на всех уровнях системы дополнительного образования осознание значимости личности педагога и, следовательно, осознание необходимости его непрерывного профессионального развития, происходит быстрее. Предоставленная ребенку возможность свободного входа и выхода из образовательного процесса на любом его этапе уже сама по себе гуманизирует взаимоотношения в системе "педагог - ребенок", ставит педагога перед необходимостью серьезной работы с мотивацией и профессиональными ценностями, что также требует постоянного наращивания профессионализма. Кроме того, педагог постоянно работает в области творчества, с творческими проявлениями ребенка, для чего также необходима достаточно высокая психолого-педагогическая компетентность и определенные жизненные ценности.
Психологи отмечают: гармоничное профессиональное развитие способствует предотвращению и преодолению таких негативных явлений, как "педагогические кризисы", "педагогическое истощение", профессиональная стагнация и стереотипизация учительского сознания, что ставит профессиональные ценности педагога в ряд наиболее актуальных вопросов педагогической практики.
Весь комплекс перечисленных проблем обосновывает необходимость психологической диагностики профессиональных ценностей педагогов средних школ.
Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений учителя и ученика во всем мире.
Проблема ценностно-смысловой сферы человека и ценностных ориентации была рассмотрена в исследованиях С.Ф.Анисимова, А.Г. Здравомыслова, И.С. Нарского, Е.А. Подольской, Л.А. Сулеймановой, Л.К. Уледова, и др. В работах Е.А.Ануфриева, М.В.Демина, В.М.Соколова Л.М.Архангельского, и др. изучается роль ценностей личности во влиянии на деятельность личности.
Общим вопросам изучения ценностных ориентаций посвящены исследования Ф.М.Бурлацкого, В.Г.Немировского, И.О. Кона, Г.Х.Шахназарова, А.С.Ципко, А.М.Салмина, А.А.Галкина, и др.
В трудах таких ученых, как В.А.Ядова, А.А.Ручки, В.С.Бакирова, и др. изучается процесс и особенности формирвоания и развития ценностных ориентаций у отдельных социальных групп и личностей.
Противоречие заключается в том, что в условиях средней школы, несмотря на то, что личность учителя должна удовлетворять минимальным характеристикам, необходимым для положительного влияния на коллектив детей и отдельных учеников, на практике зачастую данный принцип не выполняется, поскольку педагоги больше ориентированы на заработок, у них имеется деформация профессиональных ценностей.
Несмотря на проведенный обзор источников, данная тема недостаточно разработана в научном плане, что обуславливает необходимость настоящего исследования.
Предметом исследования являются особенности ценностных ориентаций учителей средних школ.
Объектом исследования являются ценностные ориентации человека.
Цель исследования: определить и выявить специфику ценностных ориентаций современных учителей средней школы.
Задачи:
1) Провести терминологический анализ понятия ценностных ориентаций;
2) Изучить особенности личности учителей средней школы;
3) Разработать программно-методический комплекс исследования ценностных ориентаций учителей средней школы;
4) Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций учителей средней школы;
5) Проанализировать полученный массив данных и сформулировать выводы.
Методологическими основами исследования стали принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип системного подхода (Б.Ф. Ломов), субъектный деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Методы исследования и обработки материала включали логико-теоретический анализ, диагностические методы (анкетирование, тестирование), методы математической статистики: корреляционный анализ и статистическое сравнение средних показателей.
База исследования - студенты заочной формы обучения МГППУ, работающие учителями. В исследовании участвовало 22 испытуемых, женщины. Возраст испытуемых от 20 до 49 лет. Стаж работы от 2-х до 27 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что специальное исследование ценностных ориентаций педагогов средних школ позволяет конкретизировать представления о детерминантах их профессионального поведения, а, значит, и определить тот набор методических средств, с помощью которых осуществимо частичное решение возникающих в процессе этой деятельности различных проблем.
Первые годы работы учителя в школе особенно благоприятны для развития его профессиональных ценностей. Из-за сложности самой природы человеческой личности, в целом, и развития личности педагога, в частности, направленное педагогическое воздействие на учащихся сопряжено с большими трудностями для педагога, причем эффект научения оказывается значительно менее стойким, если в самой личности педагога не наличествуют определенные морально-эстетические ценности и смысложизненные ориентации (Левитан К.М., 1994).
Исторические закономерности социально-экономической, политической, экологической жизни в России способствовали переходу к новой образовательной парадигме, личностно-ориентированному подходу заставляют исследователей обратиться к личности, индивидуальным свойствам преподавателя (Митина Л. М., 1994). Переходное состояние общества, рыночная конкуренция, нестабильность не только повлекли за собой смену ценностных и деятельностных ориентаций специалистов высшей школы, но и требуют задуматься над комплексом профессиональных характеристик преподавателя — педагога, методиста, ученого (Гоноболин Ф. Н., 1962).
Литература
1. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. M., 1988.
2. Ануфриев Е. А. Динамика ценностных ориентаций в системе социалистического образа жизни: Межвуз. Сб. научных работ. Л., 1989
3. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Мысль, 1982. 54 с.
4. Бакиров В.С. Духовные ценности как объект cоциологического анализа // Философская мысль, 1987.- N4.
5. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. - М.: Мысль, 1985
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984, с. 31-49
7. Выготский Л.С. М., "Антология гуманной педагогики" 1996, с.
8. Галкин А.А. Россия перед вызовами ХХI в.. М.: ИС РАН. 2008
9. Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. В сб. Способности и интересы. М.; 1962. — 245 с.
10. Горностаев Т.В. О взаимосвязи обучения и общего развития // П.В. Горностаев // Начальная школа. - 2002. - № 4. - С. 85 - 88.
11. Давыдов В.В. Маркова А.К. Концепции учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. №6.
12. Демин М. В., Фомина Л.П. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л., 1979. - С. 23-24.
13. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986
14. Иванов В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности. — //Высшее образование в России. — 1997. — №4. — С. 44-49.
15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
16. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Практикум по психодиагностике. Речь, Санкт-Петербург. 2004
17. Кокарева З.А. Постановка целей и задач с позиции педагогической технологии / З.А. Кокарева // Источник. - 2002. - № 3. - С. 18 - 25.
18. Кон И.О. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. М.: 1989.
19. Кузьмина Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: Гомель. — Изд-во Гомельского гос. университета, 1996. — 57 с.
20. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. Учеб. пособие для высш. шк. М.: Наука, 1994 г.
21. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). — М.; "Дело", 1994. — 216 с.
22. Нарский И.С. Диалектическое противоречие логика познания. М. 1969 г.
23. Настольная книга учителя начальной школы: Сб. нормативных документов и писем / Под ред. И.А. Петровой. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 432 с.
24. Немировский В.Г. Постнеклассический подход к социологическому изучению ориентаций на ценностные переживания / Вестник КрасГУ. Гуманитарные науки. — № 11, Красноярск, 2006.— С. — 100-104.
25. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. Равкина З. И. М.: ИТПиО РАО, 1995. С. 361.
26. Подласый И.П. Педагогика.-В 2 кн.-М., 1999. - Кн. 2.- 4.3. - Темы 1, 2.
27. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека. — Казань-Нижнекамск: Издательство Казанского университета. 2000. — 176 с.
28. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2003. — 656 с.
29. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. – Киев, 1976.
30. Салмин А.М. Современная демократия: очерки становления. М.: Ad Marginem, 1997.
31. Сластенин В. А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.
32. Соколов В.М. Культура и личность. – М., 1972.
33. Столин В.В, Самосознание личности.М.: Издательство Московского Университета, 1983
34. Сулейманова Л.А. Этнопсихологические особенности отношения к семье в системе ценностных ориентаций личности // Этнопсихологические проблемы развития личности. - Баку, 1985. - С.59-66.
35. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Ленинград: ЛГУ, 1960. - 156с
36. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.:Мысль,1980
37. Ценностная ориентация человека как регулятор его поведения //.Материалы V Междунар. Сковородниковских чтений. – Х.: Ун-т внутр. справ, 1998. – С.305-307.
38. Ципко А.С. Человек не может изменить своей природе // Политическое образование. - 1989. - N 4. - С.68-78.
39. Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М., 1988.
40. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебное пособие. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
41. Штец А.А. Национально-региональный компонент в культурно ориентированном образовании / А.А. Штец // Школа 2100. - М., 2000. - Вып. 4. - С. 174 - 202.
42. Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989
43. Ядов В.А. Труд в системе жизненных ценностей // Человек и труд. 2000.