Введение
Серьезные трудности, которые приходиться преодолевать ребенку с нарушением речи, напрямую связана с формированием его личности.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью в социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения важна помощь со стороны родителей, педагога, если нужно, врачей.
Глава 1. Теоретическое обоснование коррекционно-развивающей работы по исправлению нарушений произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста
1.1. Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в определенных временных рамках. Рамки эти, довольно условные, но все же знание их позволяет достаточно отличать нормы патологии .
Рассмотрим примерные сроки и основные закономерности развития понимания ребенком речи окружающих и становления его собственной речи. При этом в становлении собственной речи ребенка важно проследить особенности развития у него звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи.
Возрастной период от рождения и примерно до года и полутора лет принято считать подготовительным в развитии речи ребенка. В этот период состав даже уже появившегося у него первых слов еще полностью не расчленен и значение их неустойчиво, да и самостоятельно не является средством общения – ребенок обращается к окружающим в основном при помощи мимики и жестов. Однако протекание этого периода играет исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития ребенка. Приобретения этого периода состоят в следующем :
Список использованной литературы
1. Акредоло Л., Гудовин С. 68 игр для развития мозга. – М.: Прогресс, 2005. – 485 с.
2. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. – М.: Вузовская книга, 2005. – 548 с.
3. Алябьева Е.А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения. - М.: Владос, 2006. – 624 с.
4. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Академия, 2006. – 385 с.
5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления. – М.: Прогресс, 1999. – 396 с.
6. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Феникс, 2007. – 524 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 2002. – 352 с.
8. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. – М.: Прогресс, 2008. – 631 с.
9. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.: РИО СГА, 2006. – 214 с.
10. Залмаева Р. Сам себе логопед. – СПб.: Союз, 2006. – 764 с.
11. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: Юнити, 2002. – 468 с.
12. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – М.: Юнити, 2006. – 154 с.
13. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Академия, 2001. – 592 с.
14. Мальцева м., Костыгина В. Мой логопедический альбом. – М.: Гардарики, 2002. – 655 с.
15. Мелехова Л. В. Дифференсация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. – М.: Юнити, 2006. – 564 с.
16. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 2008. – 736 с.
17. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – М.: Миф, 1993. – 330 с.
18. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: Просвещение, 2005. – 683 с.
19. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. – СПб.: Питер, 1994. – 734 с.
20. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
21. Руденко В.И. Логопедия. – М.: Попурри, 2004. – 267 с.
22. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность. – М.: Астрель, 2003. – 176 с.
23. Соколова Н.В. логопедическая тетрадь. – М.: Просвещение, 1994. – 482 с.
24. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – СПб.: Феникс, 2000. – 904 с.
25. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей. – М.: Миг, 2004. – 493 с.
26. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А.. Чиркина Г. В. Основы логопедии. – СПб.: Союз, 2005. – 436 с.
27. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Юнити, 2006. – 682 с.
28. Цвентарный В.В Радость правильно говорить. – СПб.: Феникс, 2009. – 568 с.
29. Цвентарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – М.: Академия, 2007. – 555 с.
30. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 2008. – 742 с.
31. Шембель А.Г. Механические деслалии. Расстройства речи у детей и подростков. – М.: Владос, 2008. – 407 с.