Основная часть:
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет.
Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов .
В Бюджетном кодексе РФ под бюджетом понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления” (статья 6).
С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики.
Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики, поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Влияние бюджетного регулирования на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако, при этом расширяются возможности проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств .
Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ .
Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов.
Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие – «доходов и расходов».
Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).
Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.
Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.
Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации .
Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности.
Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы.
Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
Формирование доходов и расходов бюджета производится с использованием нормативных (законодательных актов).
В Российской Федерации главным законодательным документом, который регулирует бюджетную деятельность, является – бюджетный кодекс.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Государственный бюджет (проект и основной документ) принимается отдельным федеральным законом.
Рассматривая принципы во Франции и Германии, можно сделать вывод, что они едины для бюджетов большинства стран, однако некоторые из них имеют свои особенности, отражающие специфику наднациональной сущности ЕС, отличающуюся от государственной.
В частности, трактовка принципа сбалансированности (соответствия доходов и расходов) и пути преодоления бюджетного дисбаланса в случае его возникновения на национальном и наднациональном уровнях принципиально отличаются.
На национальном уровне при превышении расходов над доходами в процессе исполнения бюджета (бюджетном дефиците), государствам позволено осуществлять заимствования. Европейскому Союзу, его институтам, органам и учреждениям делать это запрещено . Такое трактование принципа сбалансированности на наднациональном уровне автору представляется логичным, поскольку наднациональная финансовая система не обладает собственностью, которая может служить обеспечением заимствования.
На наднациональном уровне при угрозе возникновения дефицита существует возможность перевода средств из одного раздела бюджета в другой в пределах определенной суммы и в процентном соотношении с общим объемом финансирования данной статьи. Инструментом таких переводов является так называемый «негативный резерв», прописываемый в бюджете ЕС отдельным разделом.
Необходимым для интеграционных образований, по мнению автора, является применение в сфере бюджетного регулирования принципа гласности, успешно используемого в ЕС для придания прозрачности системы его финансирования. Он способствует повышению общественного доверия к деятельности интеграционного образования и может быть внедрен в бюджетное регулирование ЕврАзЭС.