Дипломная по теме: Взаимосвязь свойств темперамента и характера

Название работы: Взаимосвязь свойств темперамента и характера

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

132 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы изучения взаимосвязи свойств темперамента, характера и стиля воспитания 6

1.1.Отечественные и зарубежные подходы к изучению темперамента 6

1.2. Отечественные и зарубежные подходы к изучению характера и особенности его развития 14

1.3. Отечественные и зарубежные подходы к изучению детско-родительских отношений 26

1.4. Связь темперамента и характера с особенностями детско-родительских отношений 33

1.5. Особенности подросткового возраста 40

Выводы по главе 1. 44

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи свойств темперамента, характера и стиля воспитания 47

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 47

2. 2. Методика исследования взаимосвязи свойств темперамента, характера и стиля воспитания 48

2. 3. Результаты исследования взаимосвязи свойств темперамента, характера и стиля воспитания 56

2. 4. Обсуждение результатов исследования взаимосвязи свойств темперамента, характера и стиля воспитания 73

Выводы по главе 2. 80

Заключение 85

Библиография 89

Приложение 92

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый.

Разработанность проблемы исследования. Исследование, проведенное в дипломной работе, потребовало привлечения значительного количества источников литературы.

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи свойств темперамента, характера и стиля воспитания

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

С целью исследования взаимосвязи свойств темперамента, характера и стиля воспитания нами была проведена экспериментальная работа, в которой участвовали 15 подростков в возрасте 15-16 лет и их родители.

Для достижения цели перед нами были поставлены следующие задачи

1.Подобрать методики адекватные цели исследования

2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи свойств темперамента и характера подростков

3. Провести эмпирическое исследование стиля воспитания в исследуемых триадах

4. Выявить взаимосвязь свойств темперамента и характера ребенка опосредуется стилем отношения матери к ребенку

Исследование проходила в 3 этапа:

На первом этапе нами были определены триады испытуемых и подобраны методики исследования.

На втором этапе нами были протестированы испытуемые подростки и их родители, а также заполнены все необходимые анкеты.

На третьем этапе была проведена качественная, количественная обработка результатов мс применением методов математической статистики, произведен анализ полученных результатов и сделаны основные выводы.

Гипотезой исследования служило предположение о том, что взаимосвязь свойств темперамента и характера ребенка опосредуется стилем отношения матери к ребенку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000. - С. 178-188.

2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004. – С. 232.

3. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 2005. №4.

4. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 2002.- т. 4.

5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 2005. - №2. - С. 186 - 187.

6. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 2006. – С. 40.

7. Зальцбергер-Виттенберг И. Психологический инсайт и человеческие взаимоотношения. - М.: Независимая фирма «Класс», 2006.

8. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Роль семьи в развитии личности ребенка. - М., 2006.

9. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- С.5-14.

10. Лесгафта П. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 2001.

11. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 2006.

12. Мак-Вильямс Н. «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе» / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – С. 480.

13. Обухова Л. Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. - М., 2002.

14. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 2001. - С. 95.

15. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского; "2-е" изд., испр. и доп. – М., 2003, - С. 100.

16. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии.- 2006.- №2.- С.14-18.

17. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- С.88-93.

18. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера. БАХРАХ. Самара; 2007.

19. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- С. 230.

20. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.- С.48-53.

21. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000. С. 66-75.

22. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина - М., Педагогика, 2001.

23. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психологический журнал. Т.22. № 3. 2001. - С. 68-85.

24. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- С. 3- 9.

25. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М., 2001.

26. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 2000.- №3.- С.16-37.

27. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2002.

28. Фигурин Н.Л., Денисов М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. - М., 2003.

29. Фрейд А. Эго и механизмы защиты. – М.: Эксмо, 2003.

30. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 2001. – С. 160.

31. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 2006.- С. 264.

32. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике, под редакцией В. Баскакова. - М., 2007. 2-ое издание.

33. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 2004.- №4.- С.45-46.

34. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотера¬пия семьи. СПб., 2000.

35. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1971. - № 4.

36. Ягодина Л.А. Совместная семейная игровая терапия в условиях детского сада // Психолог в детском саду.- 2003.- №3.- С.118-124.

Похожие работы на данную тему