Введение:
Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но социальное звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: М. Мид – культурологическая концепция; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский: педагогические аспекты отцовства; О. А. Шаграева: исследование материнства и в связи с ним отцовства [26,c.56]. Принимая во внимание масштабы многоплановости проблем этой тематики, мы пришли к выводу, что проблема отцовства в психолого-педагогических исследованиях является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических данных. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства.
Начиная со второй половины XX века, в общественном сознании распространился стереотип о слабости и неадекватности современных отцов, отцовской некомпетентности. В частности, ученые и публицисты констатируют:
1)рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;
2)незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими;
3)педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;
4)незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.
Однако, по мнению И.С.Кона [26,c.56], из всех перечисленных выше элементов стереотипной «модели ослабления отцовского начала» единственной безусловной и грустной реальностью является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой разводов и увеличением числа одиноких матерей. Абсолютное число и удельный вес детей, воспитывающихся без отцов, в большинстве индустриально-развитых стран неуклонно растет.
По демографическим данным без участия отцов и отчимов воспитывается не менее одной пятой всех детей. Первые психологические и социологические исследования, показавшие роль присутствия в семье отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без оных, исследователи обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» родитель на самом деле очень важен. Его отсутствие отрицательно сказывается на личностном развитии детей, особенно у мальчиков.
Глава 2:
Теоретическое изучение феномена отцовства на современном этапе развития общества стало основанием экспериментального исследования. В исследовании участвовали группа полных семей (5 отцов и 5 детей в возрасте 9-11 лет) и группа неполных семей (5 отцов-одиночек и 5 детей в возрасте 9-11 лет).
Цель данного исследования составить психологический портрет отца.
Объект исследования – группа полных семей (5 отцов и 5 детей в возрасте 9-11 лет) и группа неполных семей (5 отцов-одиночек и 5 детей в возрасте 9-11 лет).
Предмет исследования – личностно-смысловое содержание отцовства.
Цель, объект и предмет исследования предполагают постановку и решение следующих задач:
1.Разработать программу исследования, подобрать методики.
2.Провести диагностику личностно-смыслового содержания испытуемых отцов обеих групп.
3.Проанализировать результаты исследования (выявить основные составляющие личностно-смысловой сферы испытуемых отцов и сравнить их у отцов из полных и неполных семей).
4.Сделать общие выводы.
Для определения личностно-смыслового содержания отцовства возможно использование следующего психодиагностического ком¬плекса, включающего в себя:
-модифицированный вариант методики «20 утверж¬дений самоотношения» М. Куна и Т. Мак-Партлеида - для выявления субъективного семантического простран¬ства представлений о себе как об отце [13,c.467];(см. приложение 1)
-16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла для выявления эмоциональных, коммуникативных, ин¬теллектуальных свойств и свойств саморегуляции [4,c.529]; (см. приложение 2)
- биографический опросник (ВIV) [4,c.512]; (см. приложение 3)
- анкету «Детско-отцовские отношения» С. В. Лип¬ло, С. Т. Посоховой для определения содержательных и формальных характеристик взаимоотношений детей с отцом [13,c.617]. (см. приложение 4)
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что у отцов-одиночек в отличие от отцов из полных семей матрица отцовского отношения сформирована достаточно полно, отцовство представлено в их сознании как доминирующая черта.
2.2.Результаты исследования и их анализ
На первом этапе диагностики провели для выявления субъективного семантического простран¬ства представлений о себе как об отце анкетирование по модифицированной методике «Представление о себе как об отце» и получили следующие результаты:
-отцы-одиночки отвечали так:
как отец, я отвечаю за своего ребенка-100%
…, я люблю своего ребенка - 80%
…, я балую своего ребенка - 60%
…, я гуляю со своим ребенком -50%
…, я забочусь о здоровье ребенка- 80%
…, я стараюсь найти общий язык с ребенком-50%
…, я слежу за успехами своего ребенка-50%
- отцы из полных семей отвечали так:
как отец, я отвечаю за своего ребенка - 50%
…, я зарабатываю деньги на содержание ребенка-80%
…, я хочу дать ребенку хорошее образование-50%
…, я рассчитываю на помощь в старости-60%
Заключение:
Теоретическое и эмпирическое исследование позволило сделать выводы:
1.«Кризис отцовства» можно рассматривать и как аспект кризиса семьи и как аспект кризиса маскулинности. Институт отцовства и реализующие его практики - необходимые элементы гендерного порядка, соотношения мужских и женских ролей и деятельностей.
2.Отцовство - одна из главных мужских идентичностей. У человека объем отцовской заботы, и специфические стили отцовства зависят от множества социокультурных условий, но объем отцовской заботы всюду значительно меньше, чем у матерей. Разумеется, индивидуальный стиль отцовства зависит от свойств конкретного мужчины и его взаимодействия с другими членами семьи. Однако при всей вариабельности отцовских образов, психологическая близость между отцом и сыном - явление редкое и скорее исключительное.
3.В новое время содержание отцовской роли стало меняться. Отчасти это обусловлено изменением характера властных отношений в обществе.
Чтобы понять динамику отцовского поведения более конкретно, социологи выделили в нем четыре автономных фактора: мотивация, умения и уверенность в себе, поддержка, прежде всего со стороны матери, институциональные практики (как данное общество поощряет отцовство - отпуск по уходу за детьми и т.п). Кроме того, выделены три параметра отцовского взаимодействия с ребенком: вовлеченность отца в непосредственный уход, общение или игру с ребенком, доступность отца для ребенка и ответственность за воспитание и принятие соответствующих решений.
4.Вопреки ожиданиям многих ученых, отцы и матери чаще влияют на ребенка сходно, чем различно, расхождения между ними менее заметны, чем сходства, а механизмы и средства воздействия на детей похожи. Важен не столько пол / гендер родителя, сколько стиль его поведения.