Введение
Природа имиджа, вероятно, должна изучаться на стыке наук. Позиции представителей разных научных направлений раскрывают новые горизонты видения проблемы и дают полноту представления о природе явления. Активно занимаются изучением природы имиджа специалисты по маркетингу и менеджменту (А. Андерсон, Г.С. Никифоров, И.М. Синяева, Б. Уоренн, Р.Фишер, Э. Хьюдж, В.В. Шпалинский, У. Юри); филологи (В. Моисеев, Г. Г. Почепцов); политологи и социологи (СЕ. Ананьева, С.Ф. Лисовский). Однако приоритет изучения имиджа принадлежит отечественным политологам (A.M. Цуладзе, Е.В. Егорова-Гантман). Вероятно, связано это со спецификой российского «социального заказа» на коррекцию имиджа, ученые и практики получают его большей частью на время предвыборных кампаний. Политологи наработали колоссальный опыт, который, попытались проанализировать с учетом психологических аспектов проблемы имиджа. Подобный подход привел к активному развитию (вслед за психологией менеджмента и психологией рекламы) политической психологии. Следует заметить, что попытки изучения феномена предпринимаются ими отнюдь не с лингвистических или социологических позиций, большего внимания удостоены психологические аспекты - проблемы коммуникации, влияния информации на индивида. Сложились разные системы, модели, классификации имиджа, следствием чего стало построение пространных понятийных аппаратов (принципиально разные концепции предлагают, например, А.Ю. Панасюк и И.А. Федоров).
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей имиджа руководителя
2.1 Организация исследования
Целью данного исследования является изучение психологических особенностей имиджа руководителей.
Для достижения поставленной были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать методики для исследования.
2. Провести экспериментальное исследование.
3. На основе полученных данных сделать соответствующие выводы.
Объектом исследования группа руководителей медицинского учреждения, состоящая из 10 человек.
Предмет исследования: психологические особенности имиджа руководителя
Гипотеза исследования: психологические особенности имиджа руководителя заключаются в выраженности следующих факторов:
А) Контактности - то есть, руководитель должен уметь находить общий язык, с подчиненными, клиентами и т.д. Легко входить в контакт с незнакомыми людьми.
Б) Стиля общения – каждому руководителю присущ, свой стиль общения характеризующий его имидж.
В) Выхода из трудных жизненных ситуаций – то есть руководитель должен быть собранным, решительным, и находить выход из любых сложных ситуаций.
Г) Ценностных ориентации - то есть руководителям присуще ценностные ориентации, отражающие его деятельность, поведение характеризующий его имидж.
Список литературы
1. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997. – С. 161.
3. Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования.- Новосибирск, 2006. С.с.89-100.
4. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов И.А. Социальная психология научного коллектива. - М.: Наука, 2000. - 213 с.
5. Богоявленский А.Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – Воронеж, 2004. - № 5-6. - С.58.
6. Виноградова Е.Г. Имидж - профессиональная характеристика руководителя.// Справочник руководителя учреждения культуры. -2006. - №6. - С. 79-84.
7. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Наука, 1994. - 255 с.
8. Виханский О. С., Наумов А. И. "Менеджмент" 1996г.
9. Джи Б. "Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение" 1999г.
10. Измайлова Е. Как звезду вы назовете, так она и запоет // Житье-Бытье. – 2003. - 15-21 июля. - С. 11.
11. Калашникова, Г. Музлова Журнал “Служба кадров и персонал“, 01-02-2005
12. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
13. Комлев Н.Г. Иностранные слова и выражения. – М., 1997. – С. 59.
14. Котлер Ф."Основы маркетинга", 1998 г.
15. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.
16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента" 1996г.
17. Леонтьев Д.А. От образа к имиджу: психосемантический брэндинг // Реклама и жизнь. - 2000. - № 1. - С. 19-22.
18. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования // PR в образовании. - 2004. - № 1. - С. 37.
19. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.
20. Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. - М., 1975. - 320 с.
21. Социально-психологическое значение имиджа в практике управления персоналом / Д. В. Березина // Научно-практический вестник педагогических инноваций. - Новосибирск.- 2006. - № 4.-С.2-5..
22. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.