Основная часть:
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемешаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, например, милиционер, воспитатель, мама вообще.
Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, - феномен «Ясам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится вести себя «как взрослый», действовать самостоятельно.
Противоречие разрешается в особом типе деятельности – игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно – ролевой игре ребенок берет на себя роль другого (чаще взрослого) и моделирует его действие, проигрывает эту воображаемую ситуацию [2, 199].
Основные стороны детской игры: содержание и сюжет. Содержание – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых, сюжет – отображаемая в игре область, сторона действительности, которая увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни взрослых. Структура игры в развитой форме включает роль, воображаемую ситуацию, игровые действия.
Кроме сюжетно – ролевой игры выделяют продуктивную, трудовую, учебную деятельности.
Продуктивные виды деятельности (такие как рисование, лепка, конструирование) также рассматриваются как своеобразные формы моделирования окружающей действительности, приводящие к абстрагированию значимых свойств предмета (формы, цвета, величины и т.п.) продуктивные виды деятельности содержат замысел, который творчески реализуется.
Учебная деятельность имеет особую цель – получать новые знания. Умение учится предполагает умение отличать учебную задачу от практической ,жизненной ситуации и принимать ее. Важным в дошкольном возрасте является формирование мотивационной основы учения – развития познавательных интересов (любознательности). Дидактическая игра – особая форма игры, способствующая становлению собственно познавательной, учебной деятельности.
Продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных заданий способствуют развитию личности дошкольника, формируется направленность на получение результата, планирование и управление поведением, навыки самооценки, новые мотивы, трудоспособность [2, 208].
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения.
Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5 – 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка [1, 210]. Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста – ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление не совершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм.
Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления называется детским экспериментированием, в нем происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно – от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления [1, 212].
В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:
• Расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
• Убывание эгоцентризма детской речи (речь как орудие общения, речь как орудие мышления);
• Развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.
Возможности общения дошкольников с взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень речи.
В дошкольном детстве выделяются две новые формы общения: внеситуативно–познавательное (ведущий мотив – познание) и внеситуативно–личностный (трансформация содержания вопросов о работе, семье, детях взрослого).
Уже на третьем году жизни наблюдается резкое увеличение субъективных действий по отношению к сверстникам – обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначально налаживанию контакта между сверстниками способствуют совместные подражательные действия.