Введение:
Актуальность исследования. Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обуче¬нии родному языку признается многими исследователями, ко¬торые считают ее (взаимосвязь) одной из закономерностей ов¬ладения языком. Это объясняется самой сущностью языка, в которой фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи выступают в тесном единстве.
В дошкольной методике раз¬вития речи проблема формирования словаря дошкольников рассматривалась Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А.Пеньевской, В.И. Ло¬гиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и другими.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточне¬ния представлений, формирования понятий, развития со¬держательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного разви¬тия.
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не вла¬деющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что уче¬ники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагмати¬ческом аспекте (формирование речевых навыков). В ее тра¬диции уроки родного языка - это уроки воспитания нрав¬ственности, гражданственности (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие). Большое значение имеет воспита¬тельный потенциал лексики, помогающий выработать нрав¬ственные ориентиры.
Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования – «Формирование словаря детей дошкольного возраста».
Цель исследования – изучение процесса формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование словаря у детей дошкольного возраста, как раздел методики развития речи.
Предмет исследования – формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Успешное формирование словаря у детей дошкольного возраста возможно при условии проведения целенаправленной работы по обогощению словаря через рассматривание различных предметов и материалов, их свойств и качеств, дидактические игры и игры-инсценировки с предметами, рассказ воспитателя, рассматривание картин.
Глава 3:
На контрольном этапе диагностики в экспериментальной группе не было выявлено детей с низким уровнем сформированности словаря.
Со средним уровнем сформированности словаря в экспериментальной группе было выявлено 4 (40%) ребенка, в контрольной – 9 (90%) детей. Эти дети знали, но иногда допускали ошибки в названии и определении назначения предметов одежды, обуви, головных убо¬ров, посуды, мебели, средств передвижения, понимали не все обобщающие слова, существенные детали и части предметов, качества, осо¬бенности поверхности, материалы и их свойства. Не всегда смогли указать местоположение предмета, иногда путает названия частей суток.
С высоким уровнем сформированности словаря в экспериментальной группе было выявлено 6 (60%) детей, в контрольной – 0 (0%) ребенок. Эти дети знают названия и назначение предметов одежды, обуви, головных убо¬ров, посуды, мебели, средств передвижения, понимют обобщающие слова - одежда- посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п., умеют различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), определять и называть осо¬бенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки можно сжать - они восстанавли¬вают первоначальную форму), могут указать местоположение предмета (за окном, высоко, далеко, под шкафом), знают и называют части суток (утро, день, вечер, ночь).
Для оценки эффективности опытно-экспериментальной работы, мы сравнили результаты констатирующей и контрольной диагностики экспериментальной и контрольной групп. См. таблицу 5.
Заключение:
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что зна¬чение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности сло¬ва с другими лексическими единицами внутри лексичес¬кой системы языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение сло¬ва - значит овладеть всеми его сторонами.
В словарной работе с дош¬кольниками выделяют два аспекта. Первый заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их по¬нятийного содержания. В дошкольной методике раз¬вития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л.А.Пеньевской, В. И. Ло¬гиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В.И.Яшиной.
Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лек¬сическими единицами. Это направление в большей сте¬пени представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С.Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти ас¬пекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
Словарная работа в детском саду на¬правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому разви¬тию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важ¬ным условием умственного развития, поскольку содержа¬ние исторического опыта, присваиваемого ребенком в он¬тогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).