Введение:
Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования – «Формирование словаря детей дошкольного возраста».
Цель исследования – изучение процесса формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование словаря у детей дошкольного возраста, как раздел методики развития речи.
Предмет исследования – формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Успешное формирование словаря у детей дошкольного возраста возможно при условии проведения целенаправленной работы по обогощению словаря через рассматривание различных предметов и материалов, их свойств и качеств, дидактические игры и игры-инсценировки с предметами, рассказ воспитателя, рассматривание картин.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря у детей дошкольного возраста;
2) Выявить возрастные особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста;
3) Разработать и реализовать программу опытно-экспериментальной работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования:
1) положение материалистической философии о языке как о продукте общественно-исторического развития;
2) положение физиологии о том, что усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи образу¬ются в коре головного мозга по законам, открытым И. П. Павловым;
3) положение о единстве развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления и других сторон речи Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Ф.А. Сохина и др.;
4) основы методики формирования словаря у дошкольников определеные в работах М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, О.И.Соловьевой, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А.Флериной.
Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования систематизирован теоретический материал по проблеме формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста, выделены современные исследования по методике и содержанию формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Глава 3:
Цель формирующего эксперимента: формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Качественный и количественный анализ результатов исследования позволяет определить следующие направления работы на формирующем этапе эксперимента:
1. С детьми со средним уровнем развития словаря: Кальяновой А., Логиновой Е., Олехиной Л., Прокопенко С., Рашидовым Р., Фаизовой И. проводить развивающую работы с использованием дидактических игр с целью повышения представлений детей о названиях и назначении предметов одежды, обуви, головных убо¬ров, посуды, мебели, средств передвижения, развития умений понимать обобщающие слова - одежда- посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п., различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), определять и называть осо¬бенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки можно сжать - они восстанавли¬вают первоначальную форму), развития ориентировки в пространстве и умений указать местоположение предмета (за окном, высоко, далеко, под шкафом), обогащении представлений о частях суток. Работы рекомендуется проводить в повседневном общении с ребенком, а так же с использованием дидактических игр.
2. С детьми с низким уровнем развития словаря: Ивановой М.. Мишиным А. Никаноровым Т. Ситдиковой А. проводить более углубленную работу в вышезаданных направлениях как в повседневной жизни и с помощью дидактических игр, так и на дополнительных занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
В нашей работе мы использовали дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, предложенные О.С. Ушаковой, Е.М. Струнной [44]. См. таблицу 2.
Заключение:
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что зна¬чение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности сло¬ва с другими лексическими единицами внутри лексичес¬кой системы языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение сло¬ва - значит овладеть всеми его сторонами.
В словарной работе с дош¬кольниками выделяют два аспекта. Первый заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их по¬нятийного содержания. В дошкольной методике раз¬вития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л.А.Пеньевской, В. И. Ло¬гиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В.И.Яшиной.
Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лек¬сическими единицами. Это направление в большей сте¬пени представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С.Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти ас¬пекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
Словарная работа в детском саду на¬правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому разви¬тию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важ¬ным условием умственного развития, поскольку содержа¬ние исторического опыта, присваиваемого ребенком в он¬тогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).