Введение:
Задержкой психического развития у детей старшего дошкольного возраста – синдром временного отставания в развитии психики или ее отдельных функций (памяти, мышления, внимания, восприятия, речи)
Одним из важнейших направлений в изучении детей с задержкой психического развития является проблема их речевого развития. Особенности речи детей данной категории, обусловленные своеобразием познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, как отставание в овладении речью: позднее возникновение словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю. Борякова, 1982, 1983; Е.С. Слепович, 1978; Е.Ф. Соботович, 1964; Р.Д. Триггер, 1981, 1984 и др.)
На значительные трудности детей данной категории в речевом оформлении своих действий, на неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи, указывают в своих работах Г.И. Жаренкова (1977) и А.Д. Кошелева. В исследованиях А.Д. Кошелевой показано, что не только при выраженной задержке развития, но и при легких её формах имеются нарушения речевой деятельности, как речевая инактивность, рассогласованность речевой и предметной деятельности. Р.Д. Триггер, как одну из особенностей речи этих детей, выявляет недостаточность словообразовательных процессов (1972). Л.В. Яссман (1976), изучая грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития, обнаружила, что они испытывают трудности в понимании и оперировании рядом логико-грамматических структур.
Глава 3:
Из данной таблицы мы видим, что для детей остались сложными задания:
№3(назвать предмет по описанию), ошибки те же;
№5(подобрать обобщающее слово, предметный словарь), дети так же вместо одежды говорили куртка или пальто;
№6(назвать признаки предметов, словарь признаков), проявлялась такая особенность – сначала смотрели на картинку или в окно затем отвечали. Положительная динамика же наблюдалась при выполнении заданий:
№4 (назвать детенышей животных, словообразование), дети уже без труда называли детенышей собаки, волка, медведя, но, по-прежнему, затруднялись назвать детенышей лошади.
№8 (последовательность времен года и их признаки) в этом задании дети намного лучше ориентировались в последовательности времен года, но по-прежнему затруднялись в назывании существенных признаках.
Заключение:
Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием мышления и других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом – обобщающего. Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона ребенка. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5 – 6 лет, можно выделить наиболее употребительные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Также происходит постепенное расширение семантического поля значения слова. Таким образом, по мере развития психических процессов, обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
У детей с задержкой психического развития отмечается в разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. По данным Е.В Мальцевой, грубое недоразвитие речи наблюдается у 8,8% детей данной категории, что составляет 22,5% от количества детей с задержкой психического развития имеющих, дефекты речи. Основными характерными чертами словарного запаса детей с задержкой психического развития является бедность и неточность (С.Г Шевченко, Е.В Мальцева, З. Тржесоглава). Особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития отражают