Введение
Адаптация сенсорная - изменение чувствительности анализатора, служащее для его подстройки к интенсивности раздражителя; вообще приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Проявляется и в разнообразных субъективных эффектах. Может достигаться за счет увеличения или уменьшения общей чувствительности. Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия. При помощи адаптации сенсорной достигается повышение чувствительности разностной в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные звенья анализатора. Закономерности адаптации показывают, как изменяются пороги чувствительности при длительном действии стимула.
Глава 2. Проведение исследования
2.1.Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе
Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности. Ниже приводятся некоторые методики, применимые на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.
Анкета для родителей первоклассников
Класс
Школа №
Фамилия, имя ребенка
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно (ДА)
- без особой охоты (ВДА)
- охотно, с радостью (А)
- затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л.И. (Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978
2. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М.: Наука, 1969
3. Бардин К.В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика / Вопросы психологии. 1990, N 1, с. 131–136
4. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М., 1976
5. Бардин К.В. Работа наблюдателя в припороговой области / Психологический журнал. 1982, N 1, с. 52–59
6. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М.: Прогресс, 1987;
7. Брунер Дж.С. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971
8. Восприятие. Механизмы и модели: Переводы / Под ред. Н.Ю. Алексеенко. М.: Мир, 197
9. Геринг Э. Гельмгольц Г. Сочинения. Вып. 1–5, СПб., 1895–97
10. Геринг Э. Пространственное чувство и движения глаза / Руководство к физиологии. т. 3, 1888
11. Геринг Э. Физиология кожных ощущений и общего чувства / Руководство к физиологии. т. 3, 1888 (совм. с Функе)
12. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970
13. Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978
14. Забродин Ю.М. Процессы принятия решения на сенсорно–перцептивном уровне / Проблемы принятия решений. М., 1976, с. 33–55
15. Запорожец А.В. Восстановление движений. М., 1945 (совм. с А.Н. Леонтьевым)
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2–х т. М.: Педагогика, 1986
17. Запорожец А.В. Психология. М., 1955; Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960
18. Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. 1947, N 8
19. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия / Инженерная психология. М., 1964
20. Кравков С.В. Глаз и его работа. М.–Л., 1950
21. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973
23. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
24. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с.
25. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1976
26. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.; под общ. ред. А.А. Реана
27. Рыбальский М.И. Иллюзии и галлюцинации. Баку: Маариф, 1983
28. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд. Моск. универс., 1985
29. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996;
30. Стивенс С.С. Психофизика сенсорных функций / Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. Изд–во МГУ, 1975;
31. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. Изд–во МГУ, 1975
32. Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. 1980;
33. Ярошевский М.Г. История психологии. 3 изд., М., 1985.