Введение
Российский рынок стройматериалов растет вслед за увеличением доходов населения и объемов строительства. Основным катализатором его развития яв-ляется активность строительной отрасли, особенно в возведении массового многоэтажного жилья. При этом период активного роста переживает и рынок отделочных материалов. Быстрое развитие этого сегмента объясняется тем, что около 90% квартир продаются без внутренней отделки, что способствует росту спроса на строительные и отделочные материалы.
Согласно данным статистики, строительный комплекс Российской Феде-рации объединяет более 140 тыс. организаций и промышленных предприятий и более 10 тыс. проектно-изыскательных фирм различной формы собственности. В последние годы объем розничных продаж отделочных материалов характери-зуется стабильным ростом - в денежном выражении более чем на 15% в год. По оценкам аналитиков, объем российского рынка отделочных материалов состав-ляет более $ 6 млрд. Рассмотрим состояние дел в основных сегментах рынка отделочных материалов.
4. Анализ конкурентов фирмы «Старик Хоттабыч»
В ходе исследования российского рынка строительного ритейла, прове-денного компании «Амикрон-консалтинг», было выявлено 13 сетей магазинов федерального масштаба и 32 региональные сети.
На сегодняшний день по числу магазинов, открытых в России, лидируют отечественные игроки: «Старик Хоттабыч», «СуперСтрой», «Домоцентр» и «Чудодом» (у каждой сети – более 20 магазинов). Однако в последнее время интерес к российскому рынку строительного ритейла проявляют западные сети: OBI (Германия), Leroy Merlin (Франция), K-Rauta (Финляндия), Castorama (Ве-ликобритания) и другие, которые теснят российских игроков посредством бо-лее внушительных масштабов и товарооборотов.
Одним из очевидных способов борьбы российских торговых компаний с транснациональными розничными сетями является уход от лобовой конкурен-ции с ними. Возможности для реализации такой стратегии во многом связаны со спецификой отрасли. Рынок товаров для дома включает в себя большое чис-ло сегментов, благодаря чему на нем могут работать несколько разных форма-тов, конкурирующих между собой по отдельным ассортиментным группам. По прогнозам, наиболее острая борьба в перспективе развернется в формате DIY-гипермаркетов, поскольку в нем работает большинство иностранных ритейле-ров. Гипермаркет DIY хоть и является на данный момент не самым распростра-ненным форматом в России, тем не менее, имеет наилучшие рыночные пер-спективы. Именно к такому виду торговли склоняются компании, которые за-нимают ведущие позиции на отечественном рынке.
Выводы
На основании проведенного маркетингового исследования можно сделать следующие выводы:
Несмотря на финансовый кризис, рынок строительных материалов оста-ётся привлекательным для инвестиций. Рынок строительных материалов в Рос-сии на сегодняшний день составляет порядка 9,5 млрд. $, значительную долю которого составляет Московский рынок – 1,6–2,1 млрд. $.
На сегодняшний день «Старик Хоттабыч» занимает второе место в Рос-сии по количеству магазинов формата DIY.
На сегодняшний день наиболее крупными сетями гипермаркетов в Рос-сии являются: «Трест СКМ», «Практик», «Максидом», «Метрика», московская сеть «Твой Дом», «Корпорация СБР» (сеть магазинов «Метрика»), компания «Искрасофт», новая сеть гипермаркетов «Санта Хаус», созданная группой ком-паний «Лаверна», «СуперСтрой».
«Старик Хоттабыч» - это 41 магазин розничной продажи строительных материалов. Магазины старой сети площадью от 1,2 – 2тыс.М2. Новые магази-ны сети дискаунтеры DIY – площадью 4-6тыс.м2. Более 35 тыс. наименований товаров для дома и ремонта.