Основная часть:
В психологических исследованиях природа креативности трактуется различным образом. С креативностью сопоставляются разные психологические конструкты: когнитивные свойства (Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев, М. А. Холодная, С. А. Медник, В. Н. Дружинин), мотивационные образования (Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, Т. Амабайл, А. М. Матюшкин), личностные черты (Т. Амабайл, К. Мартиндейл, Е. Е. Туник). В настоящее время, с учетом многоаспектности данного понятия, креативность все чаще рассматривается в русле системного подхода (Т. А. Барышева, А. Н. Воронин, М. М. Кашапов).
Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на два направления. Первое из них составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Это такие ученые, как Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Э. Торренс, С. Медник. В их работах представлено в основном влияние интеллектуальных познавательных характеристик на способность продуцировать новые идеи. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей людей. Его представители, наиболее яркими из которых являются Ф. Баррон, А. Маслоу, Д. Б. Богоявленская, занимаются созданием «портрета творческой личности», выявлением присущих ей характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности .
Феномен креативности понимается наукой по-разному, в зависимости от того, что оказывается в центре рассмотрения: креативная личность, креативный продукт или креативный процесс.