Курсовая практика по теме: Развитие технических умений и навыков у детей 5-6 лет в процессе рисования животных (1 гл диплома)

Название работы: Развитие технических умений и навыков у детей 5-6 лет в процессе рисования животных (1 гл диплома)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

53 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Введение

1. Теоретические аспекты развития технических умений и навыков при обучении детей изображению животных

1.1. Анималистический жанр как средство развития технических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

1.2. Развитие технических умений и навыков в рисовании детей старшего дошкольного возраста

1.3. Психолого – педагогические особенности развития изобразительной деятельности дошкольников

Список использованной литературы

Выдержка:

Введение

Актуальность исследования. В нашей стране накоплен многовековой опыт художественного образования. Художественная педагогика, в том числе российская и советская, успешно развивалась и внесла значительный вклад в дело художественного образования детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. Созданы и успешно работают различные научные учреждения, лаборатории, кафедры, где осуществляется исследование изобразительной деятельности детей.

Психолого-педагогические основы формирования умений и навыков в детском творчестве исследованы в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина, В.А. Инжестойковой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, З.А. Богатеевой, А.А. Щ Лукашовой. Т.Л. Денисовой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной, Е.А.Чекуновой и др. Они раскрыли особенности создания образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как особую форму изображения и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений. Авторами были определены отличительные черты образа на разных этапах становления детского творчества, а также критерии и используемые средства выразительности. Это даёт основания называть образы рисунка ребёнка 5 -6 лет художественно- выразительными.

1. Теоретические аспекты развития технических умений и навыков при обучении детей изображению животных

1.1. Анималистический жанр как средство развития технических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Проблема обучения способам изображения животных по-прежнему остается одной из основных проблем обучения в изобразительной деятельности.

По мнению известных исследователей в области детского изобразительного творчества (А.В. Алехин, А.В. Бакушинский, Е.И.Игнатьев, и др.), причина “угасания” интереса к урокам ИЗО находится в несовершенстве методики обучения. Ведь именно детская “неумелость”, как отмечают многие ученые, приводит к отказу от рисования, когда ребенок начинает критически относиться к своим рисункам[8, с. 68].

Творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного творчества средствами живописи. [17, с. 96].

Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских рисунках.

Формирование умений и навыков в технике изображения животных должно осуществляться с учетом особенностей психического развития дошкольника, его потребностей, эмоций и чувств.

1.3. Психолого – педагогические особенности развития изобразительной деятельности дошкольников

Психолого-педагогические исследования показывают, что детям дошкольного возраста доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности при условии целенаправленного обучения (Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина).

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами ИЗО деятельности.

Список использованной литературы

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Башилов Я. А. Ребенок-художник. – М., 1929

4. Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910

5. Виноградова Н.Ф. Рисуем животный мир. Москва, "Просвещение", 2006

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991

7. Дремов А.К. Эстетика творчества. - М.: Педагогика, 2001

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.

9. Дмитриева Л. Г. Выявление творческого потенциала у детей и средства его активизации. – М., 1982.

10. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных, Москва, "Просвещение", 1995. Под ред. Виноградовой Н.Ф.

11. Запорожец А.В. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности // Избранные психологические труды: В 2-х т.Т.1.Психологическое развитие ребенка. - М.,1986

12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961

13. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с старшими дошкольниками/А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. - М.: Просвещение, 2001

14. Исследование проблем психологии творчества. /Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 2003

15. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Я.И. Ковальчук – М., «Просвещение», 1981

16. Киященко Е.И. Дети в мире творчества. - М., 1995

17. Котикова О.П. Эстетическое воспитание дошкольников: Программы кружков и факультативной деятельности. - Мн.: Універсітэцкае, 1998

18. Кушаев Н.А. Эстетическая одарённость: что это? М., 2002

19. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1998

20. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983

21. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1999

22. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления о окружающим миром. - М.: Педагогика, 2004

23. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. - М.: Педагогика, 2001

24. Киященко Е.И. Дети в мире творчества. - М., 1995

25. Козлов В.И. Теория и методика обучения изобразительному искусству/ Примерная программа дисциплины «теория и методика обучения изобразительному искусству». – М.: «Прометей» МПГУ, 2004

26. Лабковская Г.С. Изобразительно творчество детей. - М. 2004

27. Луначарский А.В. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1991

28. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 2001

29. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995

30. Мирошкина Р. Формирование выразительности в детских рисунках. //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7

31. Михайлова М. А. Развитие творческих способностей дошкольников. - Ярославль,2000

32. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. – М., 1999

33. Николаенко Д.Ф. Художественное творчество и ребенок М.: Педагогика,1992

34. Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещенне, 1987

35. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология.- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

36. Печко Л.П. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: Флинта, 1999

37. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.

38. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. № 5, 1994

39. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К.В. Сельченок. Мн., 1999

40. Раева Л.А. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999

41. Рисование. Сб. статей. Л., Культурно-просветительное товарищество «Начатки знаний», 1997

42. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973

43. Рукавицын М.М. Формирование творческой инициативы у дошкольников в деятельности // - М., 2003

44. Рыбников Н. Язык ребенка. - М.; Л., 1926.

45. Салеев В.А. Проблема эстетического восприятия.- М., 1997

46. Синюкова В. С. Формирование эстетического отношения детей к искусству. - М. 1995

47. Степанов С. Тайна детского рисунка//М., 1997

48. Силивон В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект): Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000

49. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение , 1973

50. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А. М., 1983

51. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.:Дет.лит.,2005

52. Теория эстетического воспитания школьников" М.: Просвешение, 1983

53. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. 1947

54. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1991

55. Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. М., 1934

56. Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. Труды Всероссийской научно-практической конференции по дошкольному воспитанию. М. Учпедгиз, 1949

57. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972

58. Хрусталева Т.М. Художественная одаренность будущих учителей изобразительного искусства. Постановка проблемы. Психология. 2003, № 2.

59. Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987

60. Чарушин Е.И. Психология творчества и педагогика. - М. Педагогика, 1996

61. Чекунова Е.А. Педагогические условия формирования выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов н/д, 1996

62. Щербаков В.С. Изобразительное искусство Обучение и творчество. – М., 1998

63. Шацкая В.Н. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.Т.1/ Под ред. Н.П.Кузина, М.Н. Скаткина, - М.: Педагогика,1990

64. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1979

Похожие работы на данную тему