Введение:
В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер.
С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия, затрагивающие насущные потребности большей части населения страны.
Исследование совокупности отношений, складывающихся на рынке труда, особенно актуализируется в условиях мирового экономического кризиса.
Функционирование рынка труда сопряжено с множеством сложностей, столкновений интересов различных социальных групп. Это нередко вызывает социальную напряженность и общественные диссонансы. Именно поэтому мероприятия, проводимые с целью урегулирования конфликтов, должны носить толерантный, компромиссный характер, учитывать интересы всех участников трудовых отношений. В результате исследование роли, значимости, особенностей функционирования рынка труда и совершенствование механизма регулирования протекающих в нем процессов являются важными и злободневными.
Глава 3:
Рыночные отношения постепенно внедрились и в сферу профессионального образования, где и происходит качественная подготовка трудовых ресурсов.
Развитие отдельных отраслей диктует спрос на работников определенных профессий, обладающих определенной квалификацией. Для динамичного развития экономики необходимо своевременно удовлетворять подобный спрос на рабочую силу, своевременно подготавливая таких работников. Таким образом, система профессионального образования становится частью общественного производства, которая производит основной вид ресурсов – квалифицированную рабочую силу. Как и любой рынок, рынок образовательных услуг должен реагировать на изменяющийся спрос со стороны потребителей его продукции. Здесь, применительно к российской экономике, и возникают основные разногласия.
С одной стороны, потребителями образовательных услуг выступают работодатели, которые заинтересованы в приобретении товара – рабочей силы. Предприятиям различных отраслей необходим свой набор служащих и рабочих, которые бы обеспечивали его эффективную деятельность. С другой стороны, образовательные учреждения оказывают свои услуги непосредственно населению. Люди, захотевшие по тем или иным причинам освоить какую-либо профессию, идут в учебные заведения для того, чтобы их там научили этой профессии.
В Советском Союзе учебные заведения должны были трудоустраивать своих выпускников. Существовала четкая взаимосвязь между системой образования и народным хозяйством. В учебные заведения поступал госзаказ на подготовку специалистов определенного профиля, и осуществлялся прием определенного числа абитуриентов на данные специальности. Таким образом, люди получали профессиональную подготовку, а экономика – необходимое количество специалистов. С началом перехода к рыночной экономике ситуация резко изменилась. Закон “Об образовании” в 1992 г. утвердил финансовую самостоятельность учебных заведений и освободил их от обязательного трудоустройства своих выпускников, разрешил подготовку специалистов на коммерческой основе. Это привело к тому, что учебные заведения при планировании приема учащихся стали ориентироваться большей частью на «спрос», зачастую определенный краткосрочной конъюнктурой, модой, но не долгосрочными потребностями рынка труда. Они устремились удовлетворять потребности населения в профессиональной подготовке, открывая «модные», но не востребованные специальности.
Ориентация профессиональных учебных заведений на потребности абитуриентов приводит к нехватке специалистов нужных на рынке труда профессий. Избыток специалистов с высшим образованием порождает нехватку малоквалифицированных работников. Многие предприятия ищут рабочих, специалистов технических специальностей, предлагая достаточно им большую зарплату. Грузчик, слесарь, токарь, электрик, станочник – вот самые востребованные профессии по данным службы занятости. На многих промышленных предприятиях уже сложилась критическая ситуация, так как средний возраст рабочих составляет 55 лет, и 34% рабочих – люди пенсионного возраста. Уже давно пора готовить новых специалистов, но профтехучилищ в стране мало, да и качество образования там невысокое. Некоторые предприятия уже сами готовят для себя нужных работников, открывая различные курсы.
Сегодня в России система профессионального образования зачастую не способствует развитию трудовых ресурсов. Поощрение руководством вузов увеличения приема по «престижным» специальностям приводит к избытку специалистов данных профессий на рынке труда. Серьезные сложности с трудоустройством порождают безработицу среди молодежи, остается невостребованной эта часть трудовых ресурсов. Предприятия испытывают дефицит малоквалифицированных работников. При избытке специалистов одних профессий и нехватке других возникает структурная безработица, которая негативно сказывается на воспроизводстве трудовых ресурсов. Появилась необходимость в четком отслеживании потребностей рынка труда со стороны государства и последующем планировании численности абитуриентов в профессиональных учебных заведениях. Переориентирование рынка образовательных услуг в сторону потребностей экономики улучшит качество подготовки и использования трудовых ресурсов.
Сейчас необходимо, в первую очередь, стабилизировать ситуацию в стране, улучшить положение абсолютного большинства российских граждан, направить максимум сил на развитие экономики и социальной сферы. Без нормального развития экономики немыслимо благополучие граждан, и, в свою очередь, экономика развивается за счет совершенствования основных ресурсов – трудовых.
Профессиональная переподготовка стала одной из мер по борьбе с растущей безработицей. Только в 2010 году опережающее профессиональное обучение прошли почти 138 тысяч граждан. Кто-то из них получил новую или смежную специальность, кто-то воспользовался переподготовкой, чтобы войти в государственную программу самозанятости и с помощью госсубсидии открыть собственный бизнес.
Проблемы на рынке труда вызваны пробелами в других сферах. В России государство давно никак не контролирует вузы, которые выпускают в огромном количестве специалистов престижных, но уже много лет не столь нужных стране профессий .
Для постепенного улучшения использования трудовых ресурсов страны необходимо проведение структурных преобразований в сфере занятости населения, которые в свою очередь невозможны без реструктуризации всего общественного производства.
В целях повышения качества рабочей силы, формирования кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики необходимо:
? продолжить реформирование системы профессионального образования всех уровней, в том числе:
? продолжить разработку интегрированных программ подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, федерального уровня, которым установлена категория «национальный исследовательский университет», по смежным (родственным) профессиям и специальностям;
? развивать многопрофильное обучение в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, в федеральных университетах и университетах, которым установлена категория «национальный исследовательский университет»;
? совершенствовать национальную систему квалификаций, в том числе:
? продолжить разработку квалификационных требований к уровню подготовки специалистов соответствующему требованиям рынка труда;
? продолжить разработку профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов экономики, обеспечив их корреляцию с федеральными государственными образовательными стандартами;
? создать систему оценки профессиональных качеств работников на основе оценки их компетентности уровня квалификации;
Заключение:
Целью данного исследования являлось изучение понятия рынка труда, рассмотрение явления занятости и безработицы, а также изучение аспектов подготовки трудовых ресурсов в современных условиях. Для достижения поставленной цели был решен ряд задач, позволивших сделать следующие выводы.
Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями.
В узком понимании рынок труда определяется как рынок, на котором предметом торга выступают предполагаемые, имплицитные результаты, получаемые за счет трудовой деятельности, а также качественные характеристики рабочей силы и рабочих мест, в совокупности, выявляющие трудовые доходы участников рынка. В случае применения широкого подхода под рынком труда понимается система социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями, отражающая степень участия каждого из них в хозяйственной деятельности в целях получения наилучших результатов труда и достигнутый уровень интересов.
Занятость определяется как характеристика состояния рынка труда, раскрывающая состояние количественной и качественной балансировки между потребностью экономически активного населения и рабочими местами, при которой в процессе общественно полезной деятельности, направленной на удовлетворение личных и общественных потребностей создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (трудоспособного населения) не занята полезным трудом.