Введение:
Актуальность исследования определяется тем, что обучение иностранному языку в современной школе является сложным и многогранным процессом, что прежде всего обусловлено основной целью -развитие личности учащегося, "способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. ФГОС среди предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по иностранному языку называет формирование первоначальных представлений о единстве, многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания и понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, что предъявляет дополнительные требования к методам и технологиям обучения детей начальных классов иностранному языку.
Вся сложность для изучающего иностранный язык, с позиций психологии, заключается в том, что его внимание распределено одновременно на несколько объектов: определение содержания высказывания, отбор и фиксация языковых средств, установление и удержание в памяти логической последовательности высказывания, его реализация во внешнем плане. Особенно это сложно для детей младшего школьного возраста. В процессе обучения учителю необходимо помочь учащемуся упорядочить мысли, внести ясность в решение поставленной коммуникативной задачи, определить поиск средств для ее решения, создать условия естественного общения на изучаемом языке, когда этот язык является не самоцелью, а средством общения. Технологий такого рода немного. К ним можно отнести: ролевую игру, конференцию, экскурсию, выполнение проекта.
В «Современной модели образования 2020» указано, что важной частью новой модели образования является выделение специфических методов, подходов и технологий к обучению на разных возрастных ступенях. Одной из таких технологий является проектная деятельность.
Проектная деятельность – относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее. Проект – цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности. Наиболее эффективным методом проектирования и создания воспитательного пространства в рамках предмета “Иностранный язык” является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманитарными методами и средствами самой культуры.
За рубежом накоплен значительный опыт использования проектной технологии в обучении разным учебным дисциплинам, в том числе иностранному языку (Н. Вайдал, Р.Е. Вике, Т. Говард, Д. Девей, Дж. К. Джонс, В. Килпатрик, Й. Кречман, X. Крумм, М. Легутке, А. Райхвайн, Р. Рибе, О. Хаазе, Т. Хатчинсон, С. Хайнц, П. Хёлынер, Г. Штайндорф и др.). В отечественной дидактике предпринимаются лишь первые попытки его практического использования (Барменкова О.И., Борисова Е.М., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Сахарова Т.Е.,), а теоретическая основа освещена недостаточно. Авторы современных УМК используют проектно-исследовательскую деятельность, но с нашей точки зрения, все еще не активно.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью заниматься проектной методикой в школе и не достаточной разработанностью данной проблемы и технологии в современном образовании.
Цель настоящего исследования – теоретически обосновать и практически поверить эффективность проектной методики в начальной школе
Объект исследования – исследовательская деятельность школьников.
Предметом исследования является метод проектов в формировании исследовательских умений школьников
Гипотеза исследования: если применять систематически метод проектов, при изучении иностранного языка в начальной школе, то формируются исследовательские умения учащихся.
Цель, объект и предмет исследования предполагают решение следующих задач:
1. Определение основных понятий, затрагивающие метод проектов на основе анализа литературы,
2. Выявление связи метода проектов с исследовательской деятельностью младших школьников,
3. Организация проектной деятельности младших школьников,
4. Проверка эффективности формирования исследовательских умений на основе методов проектов при изучении английского языка в начальной школе
Основные методы исследования:
- изучение передового опыта учителей, работающих в начальной школе;
- моделирование;
- наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистический анализ результатов;
- обобщение, сравнение.
Методологическая основа исследования. Проблема проектной методики изучается многими учеными-педагогами. В настоящем исследовании мы опирались на работы Полат Е.С., Зимней И.А., Гандыбиной О.В., Селевко Г.К. и других, а также на исследования основоположника педагогического метода проектов Джона Дьюи, американского философа, психолога и педагога. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. В своих работах авторы указывают, что использование проектной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.
Глава 2:
В ходе преддипломной практики нами была проведена практическая работа с целью исследования эффективности применения проектной методики для формирования исследовательских умений младших школьников на уроках английского языка. Исследование проходило на базе школы № __ г. Москвы. В исследовании участвовало 10 учащихся начальной школы 3-а класса.
Задачи исследования:
1. Провести исследование уровня сформированности исследовательских умений младших школьников на начальном этапе эксперимента;
2. Провести практическую работу по применению проектной методики для формирования исследовательских умений младших школьников на уроках английского языка;
3. Изучить эффективность применения проектной методики для формирования исследовательских умений младших школьников на уроках английского языка.
Исследование состояло из трех этапов:
1 этап – подготовительный. На данном этапе нами был проведен анализ теоретических и практических исследований по изучаемому вопросу и подобраны методики, соответствующие теме исследования.
3 этап – практический. На данном этапе была проведена практическая работа по применению проектной методики для формирования исследовательских умений младших школьников на уроках английского языка.
4 этап – аналитический. На контрольном этапе нами был проведен сравнительный анализ результатов, а также математическая обработка полученных результатов, сделаны основные выводы.
Методы исследования: описательный, сравнительный анализ, математическая обработка данных.
Оценка знаний учащихся проводилась по следующим критериям:
5 - Отлично: работа выполнена полностью, без значительных ошибок. Допущенные в процессе работы ошибки были исправлены учащимися самостоятельно; учащиеся продемонстрировали такие исследовательские умения как умение делать анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, ее анализ, оценку полученных результатов и выводы.
4 - Хорошо: работа выполнена полностью, без значительных ошибок, учащимся было допущено не более 2-3 незначительных лексических или грамматических ошибок; учащийся не всегда уверенно делал анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, ее анализ, оценку полученных результатов и выводы.
3 - Удовлетворительно: работа выполнена не полностью; учащимся было допущено 2-3 значительные ошибки или не более 5 незначительных лексических или грамматических ошибок; учащийся не всегда уверенно делал анализ проблемы, постановку цели, не верно делал выбор средств ее достижения, не всегда правильно проводил поиск и обработку информации, не верно делал ее анализ, не качественно производил оценку полученных результатов и выводы.
2 – Неудовлетворительно: работа выполнена не полностью; учащимся было допущено более 5 значительных лексических или грамматических ошибок; учащийся продемонстрировал несформированность таких исследовательских умений как умение делать анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, ее анализ, оценку полученных результатов и выводы.
При математической обработке данных нами был использован корреляционный анализ.
В процессе практического эксперимента нами было протестированы исследовательские умения учащихся с использованием различных форм проектной работы.
Ниже нами представлены результаты исследования на этапе практического эксперимента.
Заключение:
Исходя из требований, которым должны отвечать современные методы обучения младших школьников иностранному языку, а именно затрагивать личность ребенка, вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции, ощущения, делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, дать возможность детям активно взаимодействовать друг с другом, предусматривать все возможные формы работы в классе и др., важным является метод проектного обучения, который полностью отвечает этим требованиям, но в начальной школе используется не достаточно широко.
Проектная методика имеет прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. При работе над индивидуальными и парными проектами учащиеся приобретают опыт общения, взаимопомощи и взаимозаменяемости, и имеют возможность самореализации. Метод проектов развивает интерес к предмету, а, следовательно, учащиеся глубже овладевают языковыми и речевыми навыками, социокультурными знаниями и умениями.
В 2009-2010 учебном году нами был проведен практический эксперимент с учащимися 3 класса, обучающиеся по программе М.З. Биболетовой "Enjoy English -2". В экспериментальном классе нами применялась технология проектной методики с целью изучения эффективности применения проектной системной методики на уроках английского языка.
Сравнительный анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод о более высоком уровне сформированности исследовательских умений учащихся при выполнении коллективного проекта.
Так, в индивидуальной и парной проектной работе всего 5 человек (50%) получили оценку «отлично», а при коллективном выполнении проекта это число выросло до 8 человек (80%), что выше на 30%. 3 учащихся (50%) в индивидуальном проекте и 4 (40%) учащихся в парном проекте получили отметку «хорошо» и оценку «удовлетворительно». При коллективном проекте 2 учащихся подучили оценку «хорошо» и ни одного – «удовлетворительно».
Для определения достоверности полученных данных нами была проведена математическая обработка с помощью U-критерия Манна-Уитни. Корреляционный анализа показал, что значения U-критерия Монна-Уитни ниже критического значения, которые позволяют говорить, что различия достоверны и при коллективной форме проектного метода результаты сформированности исследовательских умений достоверно улучшились в результате проведенного практического эксперимента.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что если применять систематически метод проектов при изучении иностранного языка в начальной школе, то формируются исследовательские умения учащихся – доказана. Цел достигнута. Задачи выполнены.