Введение:
В настоящее время условия деятельности отечественного бизнеса характеризуются высокой их изменчивостью, непредсказуемостью рисков, усилением конкуренции, усложнением форм и способов взаимодействия хозяйствующих субъектов. В подобных условиях, усугубляемых последствиями мирового финансового кризиса, отечественные организации вынуждены обращаться, прежде всего, к проблемам обеспечения собственной финансовой стабильности и жизнеспособности.
Успех предприятия в обеспечении собственной платежеспособности и финансовой устойчивости определяется глубиной понимания противоречивого характера таких решений с точки зрения финансовых интересов различных субъектов, связанных с деятельностью организаций, и с точки зрения возможных финансовых последствий.
В современных условиях решить данные проблемы возможно посредством осуществления предприятиями обоснованной и четкой финансовой политики, позволяющей обеспечивать достижение целей организации, принимать более обоснованные решения в области финансов, максимально учитывая состояние внешней и внутренней бизнес-среды, и в целом, согласовать интересы различных групп лиц (трудового коллектива, собственников, руководства, инвесторов и др.), связанных с деятельностью предприятия.
В связи с этим организации остро нуждаются в разработке и применении конкретных механизмов формирования и реализации финансовой политики. Это объясняет актуальность темы работы.
Вопросами сущности финансовой политики коммерческого предприятия, теоретическими и практическими аспектами её формирования и реализации занимались как зарубежные, так и отечественные ученые-экономисты. Среди зарубежных ученых, внесших определенный вклад в данной области, известны работы Ван Хорна Дж., Вашро К., Кинга А.М., Ансоффа И. и ряда других ученых-исследователей. Существенный вклад в проработку проблем в области корпоративной финансовой политики внесли и отечественные ученые - Бланк И.А., Бочаров В.В., Большаков С. В., Ковалев В.В., Щуров С.А., Чернов В.А., Макаренко А.А., Мицек С.А. и другие. При этом авторы рассматривали проблемы как с теоретических позиций (сущность, цели и задачи, этапы финансовой политики и др.), так и с практических (разработка основных её направлений).
Финансовая политика представляет собой систему предпочтений выбора способов и методов управления производственно-хозяйственными ресурсами предприятия.
Общепризнанным является то, что финансовая политика состоит из отдельных направлений деятельности предприятий в области финансов:
- инвестиционная политика;
- политика в области управления прибылью;
- управление оборотным капиталом;
- дивидендная политика и т.п.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики предприятия, а также на примере ООО «Финтрансавто» провести анализ финансовой деятельности предприятия и на основе полученных данных разработать направления совершенствования финансовой политики на данном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть основные составляющие, цели и направления финансовой политики предприятия;
- провести анализ финансового положения предприятия;
- изучить организацию финансового планирования на предприятии;
- на основе полученных данных провести анализ основных недостатков финансовой политики и их влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности;
- разработать направления финансовой политики на данном предприятии;
Глава 3:
На основе прогноза денежных средств выявлено, что при привлечении внешнего финансировании в 1 квартале 2010 года в размере 25000000 тыс.рублей предприятие сможет погасить в этот период краткосрочный кредит и часть долгосрочного.
Прогнозный баланс детализирует использование и вложение финансовых ресурсов, требуемых для увеличения товарного оборота с извлечением максимальной прибыли.
Для составления прогнозного баланса используем следующие показатели:
- запасы – 50,0 % от себестоимости, отсюда прогнозируемый уровень запасов = 0,50 * 40680000= 20340000 (тыс. руб.);
- дебиторская задолженность – 1,5 % от объема продаж; однако в связи с предстоящим кризисом платежей, все признаки которого налицо, планируется рост дебиторской задолженности минимум до 57,25 % объема продаж. Объем будущей дебиторской задолженности = 0,5725*56500000 = 32346805 (тыс. руб.);
- кредиторская задолженность – 6,6 % себестоимости, тогда будущая кредиторская задолженность = 0,066*40680000 = 2684880 (тыс. руб.);
- денежные средства и прочие краткосрочные обязательства характеризуются зависимостью от объема продаж - 5,5 % и 1,2 %, 3107500 и 678000 тыс. руб. соответственно;
- внеоборотные активы с учетом амортизации основных средств 10% годовых составят 150553684 – (74330894*10%) = 143120595 тыс. руб.;
- долгосрочные обязательства в отчетном периоде – 20238107 тыс. руб., к концу года планируется уплатить 5000000 тыс. руб., итого – 15238107 тыс. руб.;
- уставный, добавочный, резервный капитал — суммарно 62234072 тыс. руб. Нераспределенная прибыль за 1 квартал 2010 года с учетом нераспределенной прибыли предыдущих периодов - 105702042 тыс. руб. плюс прирост 2825000 тыс. руб. в плановом году (из прогноза в табл. 3.1) будет равна 108527042 тыс. руб.;
- краткосрочные кредиты и займы запланированы на прежнем уровне в размере 10911799 тыс. руб.
Прогнозные данные баланса выглядят следующим образом (табл. 3.3).
Таблица 3.3. Прогноз бухгалтерского баланса ООО «ФинТрансАвто» на 01.04.2010 года
Заключение:
Финансовая политика представляет собой систему предпочтений выбора способов и методов управления производственно-хозяйственными ресурсами предприятия.
Финансовая политика предприятия направлена на достижение стратегических и тактических целей предприятия.
Тактика управления финансами направлена на достижение поставленной цели в конкретных условиях. В рамках текущей деятельности решаются задачи снижения затрат, стимулирования предпринимательской инициативы, роста производительности труда, рационализация издержек производства и обращения.
Стратегическое управление финансами направлено на поиск путей накопления капитала и перераспределения финансовых ресурсов в наиболее эффективные сферы хозяйственной деятельности.
По своему стратегическому содержанию финансовая политика предприятия проводится в рамках следующих основных направлений, отражающих ее сущность:
- реформирование финансовых отношений;
- стабилизации финансовых отношений;
- финансового оздоровления.
Главной стратегической целью управления финансами является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными средствами для эффективного функционирования.
В данной работе объектом исследования выступает ООО «ФинТрансАвто». Компания «ФинТрансАвто» специализируется на предоставлении профессиональных транспортных услуг. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проведен за 2007-2009 годы.
В ходе анализа финансового положения ООО «ФинТрансАвто» выявлены следующие основные проблемы по итогам 2009 года:
- снижение коэффициента автономии, которое свидетельствует об уменьшении величины собственного капитала относительно всех источников финансирования;
- низкое значение коэффициента маневренности, что свидетельствует о том, что собственные источники формирования имущества вложены во внеоборотные активы и в обороте не участвуют;
- снижение величины собственного оборотного капитала, что свидетельствует о снижении собственных источников финансирования как для внеоборотных активов, так и для финансирования оборотных активов;
- рентабельность собственного капитала снизилась;
- ухудшение финансовой устойчивости предприятия;
- рентабельность продаж снизилась за счет роста себестоимости в процентах к выручке;
- снижение чистой прибыли предприятия за счет роста прибыли от продаж и увеличения убытка от прочей деятельности.
На основе проведенного анализа финансовой политики ООО «ФинТрансАвто» выявлено, что разработанная финансовая политика предприятия представляет собой долгосрочные принципы принятия решений и меры по их реализации, обеспечивающие стабильные условия для развития организации.
Недостатком финансовой политики предприятия является отказ от краткосрочного банковского кредитования в 2009 году.
В качестве направления совершенствования финансовой политики ООО «ФинТрансАвто» предложено использование краткосрочного банковского кредита для покрытия того минимума расходов, который необходим для предприятию для осуществления хозяйственной деятельности. Основное направление инвестиций - реализация стратегии по ликвидации кассовых разрывов.