Введение:
Глубокие преобразования, происходящие в области подготовки моло-дежи требуют резкого повышения эффективности педагогического процесса во всех типах образовательных учреждений. Как известно, образование в на-стоящее время рассматривают как универсальный способ сохранения и раз-вития культуры. Необходимо максимальное использование всего арсенала возможностей учебно-педагогического процесса, требуется создание и вне-дрение педагогических технологий, ориентированных не только на повыше-ние уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единства.
В таких условиях педагогический процесс в образовательном учрежде-нии должен все больше ориентироваться на творческое развитие личности. Все это предполагает использование самых различных форм и методов обу-чения. Как подчеркивают многие ученые, именно в педагогической форме реализуются поставленные образовательные цели.
В педагогической науке накоплен значительный фонд знаний, необхо-димых для дальнейшего совершенствования организационных форм обуче-ния и воспитания.
В двадцатые годы в советской школе была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сро-ком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе ос-новной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются.
Все вышеизложенное позволило выбрать тему нашего исследования: «Формы организации групповой работы школьников».
Целью настоящей работы является теоретический анализ проблемы ор-ганизации групповой работы школьников.
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: групповая работа как форма организации обу-чения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Определение сущности понятия «формы обучения».
3. Раскрыть сущность групповых форм обучения.
4. Определить методику организации и специфические особенности групповых форм обучения.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, анализ до-кументов, обобщение и систематизация материала.
Глава 2:
Прежде чем группы приступят к самостоятельной работе, не забудьте сказать, что вы надеетесь на их ответственность за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они смогут рассчитывать на высший балл.
8. Интегрируйте работу в группах в свой обычный урок самыми разно-образными способами: дайте им возможность поспрашивать новый (или за-данный на дом урок) в парах прежде, чем вы предложите индивидуальные задания, или потренироваться (опять же в парах или тройках) перед кон-трольной работой или тестом. В каких-то случаях, наоборот, пусть сначала выполнят индивидуальные задания, а затем — совместное, которое и будет оцениваться. Пусть время от времени у них появится возможность, напри-мер, прежде чем отдавать вам свои тетради с диктантом или с решенными задачами, проверить работы друг друга в группе. И пусть они обязательно добьются правильного осознанного выполнения задания каждым учеником. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные. Три-четыре ученика могут обсудить вопросы по любому тексту (литературному, историческому, иноязычному и пр.), а затем подать учителю совместную ра-боту, обобщив изученный материал, выполнив на его основе задание. Каж-дый ученик при этом должен обязательно играть свою роль.
Если группа не справилась с заданием, значит одно из двух: либо зада-ние слишком сложное даже для сильного ученика (и соответственно, учите-лю придется дать дополнительные пояснения), либо недостаточно практики для формирования устойчивого навыка (следовательно, нужно обеспечить эту группу дополнительной практикой). В любом случае решение проблемы — в профессиональной деятельности педагога, а не в наказании ученика.
9. Четко сообщайте в начале урока и перед работой в группах цель, причем, не только познавательную, но и социальную.
10. На протяжении всей работы вам необходимо следить за активно-стью учащихся и помогать любой группе, если потребуется. При этом не за-будьте всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и уча-щихся во время групповой работы вести обсуждение, не повышая голоса [13].
Всех возможных вариантов обучения в сотрудничестве описать невоз-можно. Если видно, что ребята приняли данный вид совместной деятельно-сти и такое обучение приносит свои плоды, необходимо постепенно услож-нять задачу, подбираясь к интеграции с методом проектов.
Заключение:
Групповые формы обучения являются одной из разновидностей форм обучения. Проблемы организации работы в школе - теряется опыт коллек-тивной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущен-ными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) оста-лись вне педагогического внимания.
В настоящее время существующая в образовании тенденция рассмат-ривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллектив-ных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (учени-ки), ученик– ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обуче-ния ''ученик– ученик'' (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей по-вышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребён-ка в целом.
С точки зрения диалектического подхода, реализованного в способе диалектического обучения, переход от организационной формы ''учитель – ученик'' к сотрудничеству на уровне ''ученик – ученик'' позволяет осущест-вить переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отно-шениям в образовательном процессе, что, на наш взгляд, способствует лич-ностно – ориентированному подходу в обучении, о котором так много гово-рится в настоящее время. В этих условиях организация групповой работы способствует выведению учебного процесса на уровень простой и сложной кооперации, вследствие чего, с одной стороны, преодолевается ограничен-ность индивидуального интеллекта, а с другой стороны – изменяется направ-ленность индивидуальной работы, которая становится общественно направ-ленной.