Введение:
Проблема поддержания устойчивого финансового состояния всегда стояла перед руководством каждого предприятия и во многом определялась умением анализировать свою деятельность. Проведение регулярного комплексного финансового анализа на основе бухгалтерской отчетности позволяет решить эту проблему.
Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и экономических взаимоотношений его с партнерами, с финансово-кредитной системой, с нало¬говыми органами и пр. Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.
Финансовое состояние предприятия является важной характеристикой надежности и стабильности развития предприятия, оно определяет конкурентоспособность и потенциал предприятия в деловом сотрудничестве, эффективность использования финансовых ресурсов и капитала, своевременность выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами и является гарантом эффективной реализации экономических интересов, как самого предприятия, так и его партнеров. Благополучное финансовое состояния предприятия – это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования. Для его достижения необходимо обеспечить платежеспособность субъекта, достаточную ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.
Необходимость повышения эффективности функционирования финансово - экономического механизма предприятий обусловлена требованиями рынка. До перехода к рыночной экономике функции финансово-экономических служб сводились нередко к сбору и обработке информации для государственных органов управления. Предприятие рассматривалось лишь как звено в структуре управления единой государственной собственностью.
При рыночных отношениях меняется роль финансов и финансово- экономических служб. Предприятия становятся экономически самостоятельными, не зависимыми напрямую от государства, поэтому вынуждены сами определять основные источники ресурсов, оптимизировать управленческие решения, опираясь на результаты финансовой деятельности. В связи с этим у руководства предприятия возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки их результативности, что особенно важно в связи с существующими негативными явлениями в финансовой сфере.
В условиях нестабильного экономического и социального положения, чаще всего бывает ситуация когда предприятие вследствие недостаточной финансовой устойчивости очень близко к состоянию банкротства. Но этого можно избежать, либо уменьшить потери, если прибегнуть к помощи финансового анализа – к анализу финансовой устойчивости и с большей вероятностью избежать «неприятностей» или уменьшить степень риска.
Актуальность темы данной работы также обусловлена тем, что в современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных акционеров и особенно – будущих потенциальных инвесторов. Сегодня, как никогда, нужны крупные инвестиции из негосударственных источников. Но те, кто хотел и мог бы вложить свободные денежные средства в развитие предпринимательства, должен быть уверен в надежности, финансовом благополучии предприятий, развитие которых действительно может принести реальную выгоду. Вот почему в настоящее время так актуально уметь анализировать финансовую устойчивость предприятий и делать обоснованные прогнозы изменения их финансового положения.
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по улучшению финансового состояния рассматриваемого предприятия на основе использования современных методов финансового анализа.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Исследование теоретических основ анализа финансового состояния.
2. Анализ отрасли и положения предприятия на рынке.
3. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности.
4. Качественная итоговая оценка финансового положения и результатов деятельности предприятия.
Глава 3:
Первый и второй этап предложенного алгоритма осуществлен в предыдущей главе дипломного проекта.
В целом можно выделить две глобальные причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия:
- отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (или низкие объемы получаемой прибыли)
- нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами).
Проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо компания имеет недостаточные результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения либо компания не рационально распоряжается результатами деятельности.
Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения организации.
На основании анализа, проведенного в предыдущей главе, был сделан вывод о снижении эффективности функционирования предприятия ОАО «ЧПО «Книга».
Так в частности основной причиной, снижающей эффективность функционирования предприятия, является снижение выручки от реализации продукции при росте ее себестоимости. В результате, валовая прибыль предприятия в 2009 году резко снижается по сравнению с 2008 годом. Чистая прибыль предприятия достигает крайне низкого значения. Если сложившаяся тенденция продолжится, то предприятие может оказаться на гране банкротства.
При этом положительной тенденцией является увеличение доли собственного капитала при снижении удельного веса заемных источников финансирования, что является залогом финансовой устойчивости и независимости предприятия.
Таким образом, приоритетным направлением стабилизации финансового состояния ОАО «ЧПО «Книга» является увеличение объемов реализации продукции.
Исходя из того, что рынок печатной продукции г. Челябинска является рынком с высоким уровнем конкуренции, руководству предприятия целесообразно разработать и реализовать новое направление бизнеса на базе уже существующего вида деятельности, с целью привлечения дополнительных клиентов, роста товарооборота, и, соответственно прибыли предприятия.
В настоящее время компания ОАО «ЧПО «Книга» ориентируется в основном на рынок корпоративного потребителя (меньше – на розничный рынок), выполняя заказы на печать соответствующего вида продукции. На протяжении последних нескольких лет российский рынок печатной продукции демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста.
Необходимо отметить, что в настоящее время ОАО «ЧПО «Книга» специализируется в основном на производстве печатной продукции. При этом основной тенденцией последних лет является выход крупных промышленных предприятий на рынок розничных продаж. В связи с чем руководству ОАО ЧПО «Книга» предлагается расширение сферы деятельности за счет выход на рынок розничных продаж.
Успех категории печатной продукции связан с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону интеллектуального развития. При этом фактором, тормозящим развитие данного рынка, является достаточно высокая цена. Зачастую покупатель прочитав книгу ставит ее на полку, где она продолжает простаивать долгие годы. В лучшем случае книга переходит к родственникам и знакомым. На этом ее функция исчерпана.
На основании данных факторов руководству ОАО «ЧПО «Книга» предлагается разработать и реализовать систему розничной торговли посредством фирменных киосков, где покупатели смогут не только приобрести интересующую его литературу, но обменять ее впоследствии на другой экземпляр. Подобная практика широко применяется на рынке электронных носителей.
В результате реализации предложенных мероприятия ОАО «ЧПО «Книга» обеспечит себе дополнительный объем продаж, а также сможет способствовать развитию книгопечатной продукции в целом.
Для организации продажи продукции ОАО «ЧПО «Книга» предлагается открыть в городе сеть типовых киосков «Книга» и наладить их работу. Здесь же покупатели смогут произвести обмен приобретенной книги или оформить заказ на продукцию.
Таким образом, основными конкурентными преимуществами данного проекта являются:
1. Отсутствие конкурентов (на первом этапе реализации проекта)
2. Высокое качество продукта – печатной продукции;
3. Доступная цена;
4. Близость к потребителю.
В таблице 3.1 представлены пут достижения данных параметров.
Таблица 3.1 – Основные пути достижения конкурентных преимуществ проекта