Введение:
Актуальность работы обуславливается тем, что некоммерческая форма хозяйствования обладает рядом специфических особенностей, дающих ей возможность успешно действовать в экономических условиях современной России. Благодаря хорошо развитой системе по привлечению финансирования, возможности использования труда добровольцев и гибкой организационно-управленческой структуре, некоммерческие организации способны достигать наибольшей эффективности и высокой степени адресности своих программ по сравнению с другими формами ведения хозяйства.
За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.
Посредством деятельности некоммерческих организаций происходит взаимодействие предпринимателей и государства, осуществляется представительство интересов предпринимателей в государственных органах.
Сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни России.
Объект работы – некоммерческие организации.
Предмет работы – социально-культурная сфера деятельности.
Цель работы – изучить формы, создание и управление некоммерческих организаций в социально-культурной сфере.
Глава 2:
Рассмотрим на практическом примере аспекты менеджмента некоммерческой организацией в социальной сфере. В данном параграфе дается краткая характеристика рассматриваемой организации: Управление социальной защиты населения Администрации Тракторозаводского района. В параграфе определяется статус, организационная структура, компетенцию, условия обеспечения деятельности организации.
Управление социальной защиты населения Администрации Тракторозаводского района является обособленным территориальным подразделением Учреждения, расположенным вне места нахождения последнего, реализующим государственную политику в сфере социальной поддержки населения на территории муниципального образования Тракторозаводского района г.Челябинска.
Управление социальной защиты населения Администрации Тракторозаводского района следующее полное наименование: Филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Челябинскской области» Тракторозаводского района г. Челябинска. Сокращенное наименование филиала: Филиал ОГУ «УСЗН» Тракторозаводского района. Далее рассматривамая организация будет обозначатся как Филиал.
Рассмотрим организационную структуру филиала.
Филиалы действуют на основании Положений, разрабатываемых Учреждением и согласованных с Учредителем Учреждения. В Учреждении по согласованию с Учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его целям и задачам. Все структурные подразделения в своей деятельности подчиняются директору Учреждения.
Каждое структурное подразделение Учреждения возглавляет руководитель, назначаемый директором Учреждения по согласованию с Учредителем.
Филиал состоит из следующих отделов:
1. Отдел социальной поддержки льготников.
Основная задача данного отдела – совместная работа с органом местного самоуправления по вопросам состояния и развития социально-трудовой сферы, народонаселения, уровня жизни и доходов населения, оплаты труда, организация работы по реализации федерального и регионального законодательства в сфере социальной поддержки льготным категориям граждан, ведение баз данных социальных паспортов.
Функции отдела:
? Сбор и обработка данных по реализации в муниципальном образовании целевых программ развития по вопросам социально-трудовых отношений;
? Взаимодействие с органом местного самоуправления по вопросам состояния и развития социально-трудовой сферы, условия и охрана труда;
? Сбор и предоставление в ОГУ "УСЗН" данных о развитии социального партнерства в муниципальном образовании;
? Проведение консультаций по вопросам разработки и заключения соглашений и коллективных договоров с заинтересованными организациями;
? Регистрация на территории муниципального образования коллективных договоров и соглашений. Представление оперативной информации ОГУ "УСЗН" о количестве прошедших уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений;
? Подготовка информации об оплате труда работников учреждений, финансируемых из местного бюджета и ее задолженности, представление сведений в ОГУ "УСЗН"
? Сбор и обработка данных по вопросам уровня жизни и доходов населения муниципального образования, подготовка оперативной информации в ОГУ "УСЗН", содействие организациям в создании систем управления охраной труда;
? Сбор информации и ежегодное предоставление ОГУ "УСЗН" сведений о наличии служб охраны труда в организациях муниципального образования;
? Сбор и ежегодное представление в ОГУ "УСЗН" оперативной информации о состоянии условий и охраны труда в организациях муниципального образования, сведений о ходе аттестации рабочих по условиям труда.
2. Общий отдел.
Основная задача - организация и обеспечение административно-правовой деятельности Филиала.
Функции:
? Оказание консультативно-методической правовой помощи отделам Филиала в работе по предоставлению мер социальной поддержки, назначения социальных и компенсационных выплат;
? Оказание консультативно-методической правовой помощи гражданам, связанной с защитой интересов и прав граждан в социальной сфере;
? Осуществление взаимодействия с органом местного самоуправления по вопросам, связанным с правовой помощью гражданам в социально-трудовой сфере.
3. Бухгалтерия
Основная задача - соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций, организация бюджетного учета и использования бюджетов, внебюджетных средств, в соответствии с целевым их назначением, по аппарату Филиала, а также по организации деятельности Филиала в сфере социальной защиты и социальной поддержки населения.
Функции:
? Проводит аналитический учет кассовых расходов в разрезе кодов предметных статей, подстатей с разбивкой по кодам и элементам экономической классификации;
? Осуществляет прием к учету первичных документов, их систематизацию и оформление раздельного учета по бюджетам и средствам, полученным из внебюджетных источников, с присвоением постоянных номеров по Филиалу;
? Формирует книгу "Журнал-главная" на основе данных журналов операций;
? Проводит работу по заключению договоров, контрактов на приобретение оборудования, материальных ценностей, услуг и др. по согласованию с директором ОГУ "УСЗН"
4. Отдел реализации мероприятий в организации работы по предоставлению жилья отдельным категориям граждан.
Функции:
Заключение:
В данной работе была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты организации некоммерческой организации в социально-культурной сфере.
2. Изучены стили руководства некоммерческой организацией в социальной сфере на примере Филиала ОГУ «УСЗН» Тракторозаводского района.
В ходе выполнения работы сделаны следующие выводы, соответствующие поставленным задачам:
1. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Подытоживая необходимо отметить, что некоммерческая организация созданная в форме религиозной организации (объединения) либо в виде потребительского кооператива так же может относится к социально-культурной сфере. Темнее менее в случае с потребительским кооперативом эта вероятность теоретическая и крайне маловероятная (если не воспринимать потребителей как часть социума), тогда как религиозную организацию следует отделить от светской сферы социально-культурной деятельности (этим не отрицается тот факт, что религиозная составляющая являются элементом социально-культурной сферы, однако при этом обособленной ее частью). Организация осуществляющая деятельность в социально-культурной сфере может быть отнесена к некоммерческому типу хозяйствования в случае, если в ее деятельности доминирующим является содержательный аспект (сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание населения, развитие искусства и других видов социальной и культурной деятельности). Навыки связующей роли могут способствовать усилению личной власти руководителя бесприбыльной организации, так как нередко его формальная должностная власть является относительно слабой. Это означает, что руководитель должен в большей степени полагаться на тактику, чем демонстрировать формальную власть для контроля и влияния на других членов организации. В этих условиях политические навыки и персональные качества лидера — умение убеждать, льстить, формировать альянсы, торговаться — имеют большое значение. Но сильное лидерство может нести и отрицательные моменты: во-первых, сделать организацию слишком зависимой от отдельных индивидов, создавая проблему преемственности менеджмента, во-вторых, "сверхуправление" сверху может сместить инициативу на более низкие уровни и снизить эффективность работы организации в целом.