Введение:
Актуальность темы настоящей работы состоит в том, что сейчас, когда новое российское государство встает на ноги и делает попытки провести разные демократические реформы, в том числе и судебные, опыт прошлого нашей страны очень важен. Интересен этот опыт не столько с исторической точки зрения, сколько с практической, поскольку как и тогда сейчас Россия должна выбрать по какому пути развития она пойдет, а от этого зависят и ее дальнейшие преобразования. И не последнюю роль в этом играет именно судебная реформа, потому что государство именно через суд может обеспечить права и свободы человека и гражданина. Именно суд является той гарантией, что эти права будут соблюдены. А судебная реформа 1864 года была в нашей стране первой демократической реформой в этой области.
Целью настоящей работы является рассмотрение статуса окружного суда и судей.
Глава 3:
Дисциплинарное производство возбуждается: относительно судей, в том числе и судебных следователей, - или определениями самих судов и съездов мировых судей по принадлежности, или же предложениями министра юстиции; относительно прочих чинов судебного ведомства - или распоряжениями председателей, или предложениями лиц прокурорского надзора.
Дисциплинарное производство не может быть начато по истечении одного года со времени учинения действия или упущения, подлежащего дисциплинарному взысканию.
Дисциплинарное производство, начатое вследствие рассмотрения жалобы частного лица, не может быть прекращено, хотя бы это лицо и просило потом об оставлении его жалобы без последствий.
При предварительном обсуждении дисциплинарного дела суд собирает необходимые по делу справки и требует объяснений от обвиняемого должностного лица, которое имеет право представить оные словесно или письменно.
О порядке дисциплинарного производства говорится в ст.ст. 282-295:
282. При рассмотрении дисциплинарных дел суд не подчиняется никаким особенным формам, кроме указанных в предшедших 274 - 281-й статьях, и порядок объяснения дела зависит исключительно от усмотрения суда; но пред постановлением решения суд выслушивает заключение прокурора и обер-прокурора по принадлежности, а затем окончательные объяснения подсудимого или его защитника.
283. Если при дисциплинарном производстве обнаружится какое-либо другое нарушение или упущение обвиняемого, то суд, смотря по обстоятельствам, или решит оба дела совокупно, или же дает новому делу особый ход порядком, указанным выше сего в статьях 272 и 274-й.
284. Решение суда объявляется наличному подсудимому немедленно. Для выслушания решения, постановленного в отсутствие подсудимого, он требуется в суд, а если находится на службе в суде другого города, то решение объявляется ему в общем собрании сего последнего суда при закрытых дверях.
285. Решения, коими положено сделать мировым судьям или судебным следователям предостережение, могут по усмотрению суда быть объявляемы им и в месте их жительства.
286. Против решений окружных судов, а также постановленных в первой степени решений судебных палат осужденным предоставляется право жалобы в течение одной недели со времени объявления решений.
287. По делам, решенным в дисциплинарном порядке окружными судами и судебными палатами в первой степени, протесты прокуроров допускаются в семидневный срок со времени постановления решений.
288. Жалобы и протесты представляются председателю суда, решившего дело, и вместе со всеми относящимися к оному бумагами препровождаются в высший суд для решения в общем собрании департаментов оного. Против решений сего суда жалобы и протесты не допускаются.
289. При рассмотрении дел по жалобам и протестам наблюдаются правила, постановленные выше в статьях 278 - 285-й.
Заключение:
Судебная реформа 1864 г. провозгласила буржуазные принципы судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных заседателей; установление прокурорского надзора; создание более четкой системы судебных инстанций.
Реформа вводила многие институты буржуазного процесса: отделение предварительного следствия от суда; устность и гласность процесса; участие в процессе обвинения и защиты; равенство сторон, признание подсудимого невиновным до тех пор, пока в судебном порядке не будет доказана его виновность (презумпция невиновности); ликвидацию формальной оценки доказательств и введение принципа свободной оценки доказательств самим судом на основе обстоятельств дела; апелляцию и кассацию. Но законодательство судебной реформы и тем более судебная практика знали многочисленные изъятия из указанных принципов.
Судебная реформа имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система заменила собой крайне раздробленную систему судов (суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где дела велись на основе инквизиционного процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция и т.п.).