Курсовая практика по теме: Китай в геополитике США

Название работы: Китай в геополитике США

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Мировая экономика, МЭО

Страниц:

28 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Современная геополитика Китая 4

1.1. Специфические условия развития Китая 4

1.2. Внешнеэкономические связи Китая 7

1.3. Демографическая политика Китая 9

Глава II. Роль Китая в мировой политике 11

2.1. «Большой Китай» 11

2.2. Китай и США 12

2.3. Китай и другие страны 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список литературы 28

Выдержка:

Введение:

Сложилось убеждение, что классическая геополитика европейского происхождения. Несмотря на её растущую популярность в России, китайская геополитика остается в тени, хотя она намного старше учения, зародившегося в Западной Европе. Современный Китай, несмотря на неоднозначны прогнозы зарубежных экспертов, демонстрирует единство геополитических и социально-экономических целей.

Географическое положение Китая, его потенциал, динамика развития и те вызовы, с которыми ему приходится и придется сталкиваться, являются ключевыми факторами, формирующими геополитику данного государства. Среди основных направлений китайской политики можно указать постсоветское пространство, Южную и Юго-Восточную Азию. Политику КНР на постсоветском пространстве можно условно сгруппировать в два направления: западное (Центральная Азия) и северное (Россия).

Актуальность работы заключается в том, что сегодня геополитика Китая вышла на качественно новую ступень развития, непрерывно укрепляется уровень взаимного доверия и стратегического партнерства, динамично продвигается вперед двустороннее торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество.

Цель работы – раскрыть положения Китай в геополитике США.

Задачи данной работы заключаются:

- Рассмотреть современную геополитику Китая.

- Проанализировать роль Китая в мировой политике.

Глава 2:

Китай — социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток иностранных капиталов с каждым годом растет.

С середины первого десятилетия нынешнего века во внешней политике Пекина появились новые ориентиры. К этому моменту Китай стал значимым игроком в мировой экономике. И теперь нацеливается на лидерство в мировой политике. Здесь важно отметить два момента. Во-первых, Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность за планетарное развитие. Основой притязаний на лидерство служит интеграция экономики Китая в мировую экономику на рыночных принципах .

Во-вторых, главным препятствием для реализации амбиций Китая является двойственное восприятие этой страны Западом. С точки зрения экономики Китай воспринимается мировым рыночно-демократическим сообществом как «свой», т. е. рыночный, с точки зрения политики – как недемократический, «чужой», живущий при сохранении монополии Компартии Китая (КПК) на политическую власть.

В свете этих двух моментов новая внешнеполитическая стратегия Китая содержит для мира, в том числе и для России, как новые вызовы, обусловленные глобальными амбициями Пекина, так и новые возможности, связанные с его готовностью нести свою долю ответственности за мировое развитие. Новые акценты во внешнеполитическом курсе Китая были проставлены на последнем XVII съезде КПК (конец 2007 года). Им можно дать двоякую оценку. С одной стороны, на высшем партийном уровне были подтверждены основные компоненты видения новым четвертым поколением китайских руководителей глобализирующегося мира, перспектив его развития и своего места в нем.

С другой — сделан по-своему «внешнеполитический революционный поворот» по сравнению с XVI съездом КПК (2002 год). Тогда отчетный доклад съезду готовился представителями «третьего поколения» китайских лидеров.

Суть новаций в следующем.

Во-первых, даны принципиально иные оценки международной обстановки. В формулировках XVI съезда соседствовали старые и новые подходы Пекина к мировому развитию. Тезису о том, что «мир и развитие стали лейтмотивом современной эпохи», противостоял другой тезис, уходивший корнями в прошлое, — когда Китай стремился взять на себя роль лидера развивающихся стран в борьбе с «международным гегемонизмом». XVI съезд КПК характеризовал тогда «современный международный порядок» как «несправедливый» и «не изменившийся в корне». В этом контексте было сказано, что мир «очень неспокоен», создает человечеству «суровые вызовы». К их числу наряду с терроризмом были отнесены «появление новых форм гегемонизма в политике» — с явным намеком на США, а также локальные конфликты, приграничные и территориальные споры, разница в уровнях развития Севера и Юга. XVII съезд отошел от конфронтационно-алармистских трактовок современного мира, упомянув при этом, что Китай «против любых форм» гегемонизма и сам не претендует на роль «гегемона».

Во-вторых, Китай рассматривает современный мир под новым для себя углом — через призму «конкуренции и сотрудничества» государств. По мнению «четвертого поколения» китайских лидеров, важнейшей задачей для страны должно стать повышение конкурентоспособности китайской экономики.

В-третьих, Китай стал позиционировать себя как равноправный участник международных отношений, руководство страны заявило о своей готовности к глобальному сотрудничеству: в обеспечении мировой и региональной экологической, энергетической,?— финансовой и экономической безопасности; в борьбе с терроризмом и другими угрозами .

В-четвертых, в документах XVII съезда Китай вновь подтвердил как свое негативное отношение к участию в военных союзах, так и абсолютную нетерпимость к провозглашению Тайванем независимости. Одновременно Тайваню был предложен целый пакет мер, стимулирующих экономическую интеграцию острова с материком — и тем самым готовящих хозяйственные основы для будущего объединения.

Основная задача, которая поставлена перед внешнеполитическими ведомствами Китая, заключается в том, чтобы уже в ближайшей перспективе существенно повысить роль Китая в мировых и региональных процессах и превратить его в равного или «почти равного» США мирового «игрока». Поэтому доминирующим направлением деятельности китайской дипломатии в ближайшие годы, по-видимому, будет оставаться нормализация отношений с США. Несмотря на сохраняющиеся расхождения с Вашингтоном по вопросам демократии и прав человека, торгового дефицита США и курса китайского юаня, степени прозрачности растущих военных расходов Китая (в 2007–2008 годах ежегодный прирост почти на 18%) и др., Пекин, скорее всего, будет стремиться к выстраиванию с США отношений, которые, по выражению китайских руководителей, базировались бы на «общих стратегических интересах» обеих стран. Можно предположить, что в ближайшие годы Пекин постарается активизировать «экономический диалог» с США, начатый в 2006 году, и выстроить «энергетический диалог», а также развивать военное сотрудничество. Под экономическим диалогом здесь понимаются в основном двусторонние торговые отношения, тогда как энергетический диалог означает координацию действий Китая и США как глобальных импортеров энергоресурсов. Развитие сотрудничества по линии военных ведомств и ведомств по обеспечению безопасности включает создание «горячей линии» связи для предотвращения военных инцидентов, совместные военные учения, борьбу с терроризмом, наркоторговлей, пиратством в южных морях и т. д .

Высока вероятность, что Китай будет продолжать занимать выгодную для США позицию в отношении северокорейской ядерной проблемы взамен на негативное отношение США к идее независимости Тайваня.

Заключение:

Возвышение Китая до статуса мировой державы наиболее отчетливо наблюдалось в последнее десятилетие XX в. Выход страны на первые роли в мировой геополитике изменил всю геометрию международных отношений. Усиление Китая не затронуло ни одну страну мира в большей степени, чем Россию. Поднебесная, или «Срединное царство», превратилась в важнейший фактор, способный повлиять на геополитическое положение России в мире и на ситуацию внутри РФ. В ближайшие 10—15 лет в силу объективных причин это влияние возрастет еще больше, что во многом объясняется специфическими усло¬виями развития Китая. В связи с высокими темпами экономического развития (около 10% прироста ВВП в год, начиная с 80-х годов XX в.) КНР все острее ощущает дефицит ряда важнейших природных ископаемых: угля, железной и медной руды, сырья для получения алюминия, удобрений и т.д. Китай вынужден импортировать железную руду, лом черных и цветных металлов, удобрения и т.п.

Главной геополитической цели Китая подчинено создание специальных экономических зон преимущественно в приморских регионах, призванных обеспечить постепенную поэтапную трансформацию разных экономик. Китайская власть стремится, чтобы современным фасадом коммунистической страны стал не бывший колониальный Гонконг, а Шанхай, где динамично развивается зона экономического и технологического развития Пудун и формируется новый мировой (азиатский) финансовый и экономический центр. Одним словом, Большой Китай становится крупным самостоятельным геополитическим игроком, способным с помощью хуацао поставить мат на мировой шахматной доске где-нибудь в тылах Запада или евразийского пространства. Если по команде из Пекина наступит час Икс.

Резкое обострение американо-китайских отношений стало самым заметным событием начавшегося года. И это может стать определяющим фактором для мировой повестки и в политике, в и экономике на ближайшую перспективу.

Уже в первых числах января информированная «Вашингтон пост» предупредила, что администрация Обамы намерена реализовать контракты на поставки оружия Тайваню, а также провести встречу американского президента с Далай-ламой. И то и другое – едва ли не самые болезненные темы для Пекина.

Ключевой задачей внешней политики Пекина, да и важнейшим внутриполитическим лозунгом является восстановление территориальной целостности Китая, претерпевшего немало унижений от западных держав в течение последних двух веков. Англичане уже вернули Гонконг, португальцы – Макао. Главная задача сейчас – Тайвань, диалог с которым стал медленно, но верно развиваться после возвращения к власти на острове два года назад партии Гоминдан. Санкционированная администрацией Обамы сделка по продаже Тайваню оружия на $6,5 млрд достаточно четко показывает, что Вашингтон против прогресса на пути воссоединения Тайваня с КНР. Тут не будем забывать, что сращивание экономик Тайваня и КНР предоставляет еще больше возможностей Пекину. Так уже было при воссоединении Поднебесной с Гонконгом. А по большому счету, не столько военная, сколько экономическая мощь Китая является главной проблемой для США.

Похожие работы на данную тему