Введение
Актуальность исследования
Современная школа играет важную роль в становлении личности ребенка и его социализации (С.А. Беличева, В.С. Грехнев, Е.В. Коротаева, А.В. Мудрик, Е.В. Руденский, В.В. Соколова и др.). Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, содействовать формированию умений адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Не вызывает сомнений, что положительными характеристиками личности современного ученика являются коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.
Большими возможностями для развития у школьников названных характеристик личности располагают уроки литературы. На данных уроках дети учатся давать объективную оценку персонажам, событиям, устанавливать мотивы поступков главных и второстепенных героев и т.д. Одной из задач уроков литературы является развитие у учащихся навыков построения описательных рассказов, в том числе в связи продуцированием портретных характеристик.
Актуальность проблемы развития у учащихся среднего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) навыков составления портретной характеристики литературных персонажей обусловлена исключительным значением данного вопроса для развития у этих обучающихся связной речи, коммуникативной компетентности.
......................
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у учащихся с ТНР навыков составления портретной характеристики
1.1. Лингвистический аспект проблемы исследования
Речь является основным средством коммуникации между людьми, ввиду чего, участвует во всех процесса жизни человека. Мысли человека облечены в речевую форму вне речи мысль не существует.
Выделяются следующие функции речи:
• обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.
• обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов что роднит речь с мышлением.
• коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.
Последняя функция речи – коммуникация осуществляется в случае, если речь является связной. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Связность речи достигается посредством использования лексики и синтаксических конструкций. Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная[7 c. 17-18].
Существует два типа связной речи: диалогическая и монологическая Диалог представляет собой беседу не менее двух людей. Монолог — это связная речь одного лица. Основная цель монолога — сообщение о каких-то фактах.
...........