ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процессы экономических преобразований в Российской Федерации привели к новому пониманию принципов предпринимательской деятельности. Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции указывают на необходимость новых подходов в предпринимательстве, ориентированных на повышение прибыли и конкурентоспособности предприятия. При этом, глобализация и интеграция торговых отношений подразумевает оперативное внедрение новых технологий во все области и сферы хозяйственной деятельности. Это касается также и ассортиментной политики торговой организации. Особое значение приобретает возможность предвидения предпочтений потенциальных (на стадии открытия предприятия) и реальных (на стадии функционирования предприятия) потребителей. В условиях жесткой конкурентной борьбы качественная оптимизация ассортимента торговой организации обеспечивает успешную работу предприятия и увеличение рентабельности продаж.
Обеспечение рентабельности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия определяется, зачастую, способностью ассортимента товаров предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровнях. Таким образом, повышение эффективности формирования и управления товарным ассортиментом предприятия является актуальной задачей в современных условиях хозяйствования.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента предприятия
1.1. Товарный ассортимент и его основные характеристики
Жизненный цикл практически любого товара конечен, исключения составляют, должно быть, только товары с высокой степенью стандартизации, например сельскохозяйственная продукция. В основной своей массе практически все товары потребительского, промышленного, военного и иного специализированного назначения рано или поздно перестают соответствовать возвышающимся потребностям общества . В связи с этим производители все время пытаются обновлять свой ассортимент.
Ассортимент представляет собой набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий различные потребности клиента. Он нуждается в постоянной корректировке и обновлении. Так исключение из состава ассортимента нерентабельных и малорентабельных товаров позволяет увеличить рентабельность предприятия до 50% .
Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, сходными способами продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен (моющие средства: порошки, чистящие средства, пасты, крема и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, при этом важное значение при этом отводится ассортиментной политике как фундаменту маркетинговой деятельности. Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждой компании. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментной политикой позволит компании выжить в условиях жесткой конкуренции. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы на основе потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.
В первой главе нашей работы были рассмотрена теоретические аспекты формирования товарного ассортимента предприятия , обозначена роль ассортиментной политики в маркетинговой деятельности компании, в результате были сделаны следующие выводы:
1.Формирование ассортиментной политики товаров представляет собой непрерывный, развивающийся во времени процесс, при этом номенклатура предлагаемого товара, как в целом, так и по отдельным товарным позициям должна соответствовать товарной структуре спроса конечных потребителей.
2.Планирование ассортиментной матрицы является важным управленческим процессом. Широта и продуманность ассортимента являются теми составляющими, которые способствуют успешной реализации продукции.
3.Процесс формирования и управления ассортиментом включает в себя и объединяет разноплановую деятельность, в целом направленную на поддержание конкурентоспособности организации.